Режиссер Андрей Лапиков рассказывал о своем прочтении Гоголя: "Женитьба" – о невозможности счастья; о том, что все мы – в плену нелепых мифов, не можем перестать беспокоиться и начать жить. На сцене эта психологическая конструкция сильно замаскирована водевильностью; спектакль воспринимается как незатейливая история, там и сям разукрашенная режиссерскими находками, большинство из которых представляются попытками сделать посмешнее.
Вот Кочкараев обклеивает колонны декорации плакатами вроде "Подколесин: просто человек". Вот Подколесин и Агафья Тихоновна беседуют мультяшными голосками: "Прошу покорнейше садиться. Вы, сударыня, любите кататься?" Вот Фекла Ивановна размачивает сухарь в тазике, где парит ноги. Среди этих "бантиков", впрочем, есть действительно удачные и даже трогательные моменты.
Актеры в этом, прямо скажем, непростом пространстве совершают настоящие подвиги.
Моряк Жевакин, которого со школы привычно считаешь смешным придурком, в исполнении Георгия Обухова такой славный, такой пронзительно одинокий человек – его жалко до слез, и это лучшее, что есть в спектакле. Константин Кольцов блистательно играет Кочкарева: потом долго улыбаешься, когда вспоминаешь вот это: "Подколеси-ии-ин" с интонациями ведущего дебильного телешоу.
То есть на "Женитьбу" надо обязательно идти. Идти, чтобы посмеяться, отдохнуть и вообще культурно провести субботний вечер. Идти, чтобы с помощью зрительских реакций вроде "Бугагага, мичман Дырка!" – избавиться от иллюзий: взрослых людей, которые не читали "Женитьбу", много.
Идти, чтобы порадоваться финалу: Подколесин одумывается и влезает в окошко, Агафья Тихоновна в подвенечном платье падает ему в объятья; медленный танец, мы все могли быть так счастливы.
Горлица вернется, будет петь глухарь.
Андрей Лапиков,
режиссер:
Это же комедия, ироничная, смешная вещь, у нас там много сюрпризов и неожиданностей.
Справка
Подколесина играет Виталий Махов. Агафью Тихоновну – Елена Адушева.