В галерее "Турина гора" открылась выставка барнаульской художницы Елены Волковой "Именно сегодня". Представлены ее новые работы на шелке, а также проекты необычных чаш.
– В этом году я услышала слово, о котором думаю и думаю. Исследователь Сигизмунд Кржижановский нашел в древнеславянском языке слово "ресный". И понятие ресный мир значит, что этот мир не длиннее ресниц. Поэтому так многое значит именно сегодня. Если рисовать картинкой слово "сегодня", я бы выбрала образ складного веера. Спящий веер с сомкнутым содержимым – утро, тайна дня еще не раскрыта. Волшебство проживания – промелькивания дня – волшебство раскрытия полотна веера. Вечер – веер смыкается… Веер возможностей, вариантов проживания, веер выборов – веер каждого дня.
– В наших буднях так много сумасшедшего ритма, хаоса...
– Я веду дневник, мне это помогает. Записываю сиюминутные события, которые важно запомнить. Потом из этого хаоса, может, что-то и вылупится. Было время, когда я и своих домашних каждый день заставляла вести эмоциональный дневник: оставлять ощущения дня в трехстишиях – хайку. Если ты больше внимания на мимолетности направил, они приобретают силу. Муж и дочь сначала писали хайку, чтобы от меня отвязаться, а потом им понравилось. Это очень полезный опыт. Из разряда тех, что объединяют семью.
– А чайные церемонии вы дома не проводите?
– Это особенная тема. Я знаю много чайных церемоний. Здесь, как и во всяком подлинном, есть дух и буква. Как и во многом притягательном, буква очень часто перевешивает, и тогда подлинное мельчает и к нему пристает ярлык аттракциона. В Японии я видела, как мастер чайной церемонии нарушил букву. Вернул действие назад и трижды повторил жест, которым я была потрясена. С точки зрения течения церемонии, казалось бы, грубо и неправильно. Но, нарушив букву, мастер сохранил дух. И когда мы просто ставим чашки на стол и от души наливаем чай – в этом и есть магия человеческого соединения.
– Чему вы научились, пока стажировались в Японии?
– Думаю, что, прежде всего, женственности. Я обучалась мужской профессии в архитектуре, мне всегда казалось, что во мне энергии недостает, и я ее в себе выращивала и культивировала. Когда же я увидела воочию (не просто глазами, а через кончики пальцев) подлиннейшие вещи каллиграфов, побывала во многих мастерских, – то укрепилась в мысли, которую несет в себе каллиграфия. Если твоя кисть утонченна, виртуозна, стремись к силе энергии, а если она энергична и мощна – стремись к утонченности. Я почувствовала, что нужно сначала вырастить в себе утонченность, чтобы стремиться к энергии. И все больше вижу, что вся красота в мире балансирует на этих коромыслах: силе, мощи, энергии и утонченности.
– А вы всегда такая плавная и утонченная или что-то все же может вывести вас из себя?
– Самая короткая дорога к моему гневу – это неуважение к инструменту. Я убеждена, что к инструменту нужно испытывать благоговение. Я всегда говорю детям: "Смотрим на перышко и держим его бережно, как птицу. Если слабо – слушаться не будет: улетит, если слишком крепко возьмешь – задохнется". Мы так приучены, что начинаем себя контролировать с детских лет. Некоторые дети стискивают ручки так, что белеют костяшки пальцев. Лишь потом потихоньку приходит это ощущение равновесия, которое так важно в жизни.
– Я стараюсь искать необычные сочетания, не боюсь парадоксальных вещей – иногда бывает удачно, иногда получается ерунда. Но это всегда интересно. Одна из находок –
сочетание дорогих итальянских красок и бросового материала – тонкой кальки. Казалось бы, не следует на тонком и мнущемся материале писать такой глубокой, тяжелой,
как золото на смолах, краской. Но в
этой разнице есть искра.
Бумага с перцем
На одной из выставок Волкова представила работы, выполненные на бумаге ручного литья, при изготовлении которой она впечатывала в волокна лепестки роз, косточки фиников, семена туи и перца.
Елена знает много способов изготовления бумаги. Говорит, материалом для нее могут служить камыши, лен, конопля, макулатуры – этот кисель вываривается, затем просушивается на особой сетке, а после проглаживается.
– Делая бумагу, вы можете ввести туда все, что вашей душе угодно, – говорит Волкова. – Даже железную стружку. По сути, вы можете начать работать над картиной еще на стадии изготовления бумаги.
Справка
Елена Волкова получила высшее архитектурное образование в Новосибирске и Санкт-Петербурге. С 1994 года преподает художественную графику в лицее "Сузуки" по авторской программе. Среди ее работ – графика, каллиграфия, монохромные пейзажи, сюжетные японские картинки, работы по шелку