Жестокая профессия
- Публика у вас прекрасная, театральная, очень хорошая, - говорит Талызина. - Она всегда мне нравилась, я ваш город помню ее еще по "Кинопропаганде".
- Что это такое - "Кинопропаганда"?
- Был такой орган, он занимался организацией концертов-встреч с любимыми киноартистами. Мы ездили в разные города... Тогда считалось, что актер может сказать что-то умное, важное. Впрочем, иногда такое случалось и сейчас случается. Вот, вам привезли очень хороший спектакль - пьеса хорошая, зоринская. Когда-то его еще Юрий Завадский ставил (бывший художественный руководитель театра им. Моссовета - Т. О.), потом Роман Виктюк (известный театральный режиссер - Т.О.). Потом актеры сами его восстановили и решили с ним ездить. Я уже третья Екатерина Вторая в этом спектакле, и это - одна из саимых любимых моих ролей.
- У вас были сомнения в выборе профессии?
- Еще какие! Я выросла в Омске, два года проучилась в экономическом вузе. Поехала в Москву с одной справкой - что я студентка третьего курса. Ехала, чтобы мне сказали: "Девочка, дорогая, вы нам не подходите. Занимайтесь экономикой, а по поводу актерской профессии можете успокоиться". Но мне так не сказали. Наоборот - взяли уже на первом туре.
Профессия давалась мне с большим трудом. У меня был жуткий гортанный омский говор, в котором главенствовала буква "ы" - это вместо "а", "о"... Я из себя жестоко выбивала этот говор: приходила на занятия в 9 утра и уходила в 12 ночи.
Не могу о себе сказать, что я профи, хотя сейчас, по истечении многих лет... Может быть. Хотя в нашей профессии так - сегодня все считают, что ты талантлив, завтра - нет. Но, вы знаете, все отсеивается. Все становится на свои места. Сколько встречалось на моем пути артистов, которые шли по верху в жизни и думали, что и так сойдет... Они быстро гасли. Наша профессия очень жестокая... В ней надо работать. Как у музыкантов: если не будешь работать шесть часов в сутки - не получится из тебя никакого пианиста. И у нас почти так же. Иногда я думаю: "Господи! Да когда же это кончится?"
- Вы не хотели, чтобы ваша дочь пошла в артистки?
- Нет, не хотела. Я долго ее отговаривала. Но у дочки - своя судьба. Выплывет она или не выплывет... Ведь я при своей профессии - счастливый человек. У меня есть дочь, есть внучка, которую я обожаю. У меня нету чего-то - мужа, например, ну так этого чего-то у многих нет.
Главное - голос
- Мне говорят: "волшебный голос". Я понимаю, что моей заслуги в этом нет: мне его мама с папой дали.
- Почему вы озвучивали Надю в "Иронии судьбы"?
- Я вам скажу... Я не знала, что получится эффект разорвавшейся бомбы. Эльдар Александрович перепробовал на эту роль множество артисток, которые занимались озвучиванием. А у него была такая ассистентка Лена Судакова - ее уже нет в живых. Она ходила и ныла: "Пригласите Талызину". Эльдар не соглашался, говорил: "Она что, и за себя и за "того парня" будет говорить?"
Конечно, уважающая себя артистка этого бы не сделала. Не стала бы озвучивать чужую роль. А я согласилась - из благодарности к Рязанову.
- Барбара Брыльска говорила с акцентом?
- Конечно. Да и голос у не грубый такой, прокуренный. Потом я также подарила свой голос латышке, которая играла в многосерийном телефильме "Долгая дорога в дюнах". Но у нее хватило духу сказать: "Вы озвучили меня лучше, чем я сыграла". Полька этого не сказала. Она приняла все лавры на себя. Потом я озвучила еще роль в "ТАСС уполномочен заявить" - этот фильм получил Государственную премию. При этом фамилия моя нигде в титрах, естественно не упоминалась. Когда я все это осознала, я сказала себе: "Валь, ты чего это под них подкладываешься?".
А что касается "Иронии судьбы"... Мне жалко, что в моей актерской жизни эта картина стала знаменем. Хотя я снялась во множестве фильмов. Просто с картиной произошел фокус.
- Какой-такой фокус?
- А вот такой. Почему ее так любят? Объясните мне.
- Потому что там нет ничего второсортного. Все - от истории до музыки - очень-очень хорошо.
- Есть масса других картин с интересной историей и хорошей музыкой. А этот идет 26 лет по всем каналам страны. Вот я в прошлом году села и сказала себе: "Валя. Все-таки ты профессиональная актриса. Разберись, что это за феномен?" Просмотрела от начала до конца и вывела, что в этом фильме есть две вещи: картинка и звук. А картинку делал оператор Володя Нахабцев, который умер в этом году весной. Он был очень красивый мужчина и очень тонкий человек. Он камерой не то что исследовал слово - он раскрывал эту любовь. Ведь очень много фильмов про любовь. "Вокзал для двоих" - прекрасный сюжет, еще там заключенные подмешаны, и баян, и два артиста-первачи, а мимо ... Нету! А здесь и Мягков такой - не первач. Брыльска - ну, это вообще, я не знаю...
Она больше нигде ничего не сыграла - это ведь не случайно? В театре она не работает, нигде не снимается... Ей просто подарили эту роль. Однажды Константин Эрнст упросил ее вести церемонию какую-то, "Тэффи" что ли. Вы видели? Грубый, мужской голос. А в фильме она оставляет совсем другое впечатление.
Я потом Лену Судакову спросила: "Лена, почему ты настаивала, чтобы я озвучила Надю?". Она сказала, и мне не стыдно повторять, я не придумываю: "Потому что эту роль должна была играть ты. И я эту роль, действительно, проиграла. В микрофон. Такой это был... радиоспектакль. И он лег на картинку - она красивая женщина, эта полька. Очень красивая.
Так что успех этому фильму принесли, конечно, музыка - Микаэл Таривердиев, и неторопливый ход камеры, которая раскрывает эту любовь. Кстати, этот оператор сделал с Рязановым еще четыре-пять фильмов и ушел. И больше хороших фильмов у Рязанова не было. Хотя я очень уважаю Эльдара Александровича, но... Ни один из его последних фильмов не имел такой пронзительности, как "Ирония судьбы". Все игра какая-то, наигрыши.
Что выросло, то выросло
- Вам не нравится, что "знаменем" в вашей актерской судьбе стала "Ирония судьбы"... А какой фильм вы сами считаете главным в своей жизни?
- Я снималась в фильме "Иванов катер", который 15 лет пролежал на полке. Если бы он вышел вовремя, моя кинематографическая жизнь сложилась бы по-другому. Но это - как в детективе, который я сейчас читаю: "Что выросло, то выросло".
- А вы читате детективы?
- Обожаю. Я прочитала всего Николая Леонова, сейчас читаю последнюю книгу Александраы Марининой.
- Что в вашей жизни вас больше всего радует?
- Раз в год, 24 мая, бывает славянский праздник - День Кирилла и Мефодия. Вот уже шесть лет подряд меня туда приглашают и я читаю потрясающую философскую прозу. Более того, я читаю под хор, который стоит за моей спиной, человек 800. Можете себе представить, какая ответственность и какой страх - липкие мокрые ладони. В этом году мы читали в Новосибирске. Два месяца я репетировала этот материал. На этот же праздник был приглашен артист. Не буду говорить, кто - симпатичный, милый человек. Так вот он не выучил роль и приехал с бумажкой. И как профессионал, он сразу понял, что... Ну, как сказать?
- Облажался?
- Да. Он понял это на репетиции и потом судорожно учил текст. И на представлении уже читал без бумажки. Но нельзя так готовить гениальный текст - получилось пусто, поверхностно, неинтересно. А потом вышла я - в костюме цвета топленого молока перед черным хором... Это было так хорошо, что ко мне подошел представитель патриарха и сказал: "Знаете, очень красиво. Вы просто ангел..." Это, я считаю, был комплимент.
Кстати, из всех женщин-актрис вот уже шесть лет приглашают только меня одну. А из мужчин в этом празднике участвуют Алексей Петренко, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич - все сегодняшние мастера слова.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Только что снялась в Петербурге у Дмитрия Месхиева. Он сделал сериал. В первый раз снимаюсь в таком большом сериале - моя роль проходит через 24 серии - и со страхом думаю, что из этого получится. Играю женщину своих лет, которая сдает комнаты людям, приехавшим в столицу захватить свое место под солнцем. Сценарий потрясающий: тот, кто полон чистых помыслов, выигрывает, несмотря на все перепетии и сложности. А кто ловчит, предает самого себя, наступает на горло собственной песне - тот не может состояться как личность.
- Вы думаете, в жизни так оно и есть?
- Ну... По крайней мере это есть в картине.