Ради чего
– Многие важные вещи доходят до человека очень долго, иногда он осознает их только в конце жизни. И я очень благодарен поэтому роли дурачка Карла в "Войцеке". Я не ожидал, что она так затронет мою внутреннюю природу. На некоторых сценах я просто плачу. Плачу, когда Мария молится. Когда: "И сказал великан: „Чую запах человечины“".
Я плачу от того, что касаюсь этого. Что являюсь составной частью этого позорища, всего этого дерьма. И если я сам не смогу это изменить, я постараюсь научить этому свою дочь.
Ради чего все? Если ради куска хлеба... Но ведь не хлебом же единым. Если вера... но ведь и вера у людей сейчас построена... Я не могу даже понять, на чем. Все очень зыбко.
Мне очень нравится пространство, которое создали Володя и Олег. На самом деле в нем очень много звенящей чистоты. Что бы ни говорили: жесткий, грубый спектакль, – а вы оглянитесь по сторонам. Если мы пройдем всю пьесу Бюхнера по эпизодам, что и сделал Володя, мы увидим, как это все нам близко. Мы только защищаемся от этого, не хотим этого видеть, и во многом нам так легче.
Когда начинаешь работать
– Когда начинаешь работать в профессии, всегда сравниваешь себя с другими актерами. Вот так даже: ты видишь, сколько замечаний делают ему, сколько тебе. И ты как-то так внутренне набиваешь себе цену: все-таки ты будешь подороже, почему ты продаешь свой товар за копье? А со временем начинаешь понимать, что просто хочешь достойно применять свои знания. Что хочется и уважения сообщества, и материальных каких-то вещей.
На то, чтобы театр достиг уровня "Золотой маски", затрачивались безумные силы, и Володины, и наши. Я надеюсь, что это событие в жизни нашего края все-таки случится.
Нам нравилось, что у нас молодой режиссер, что у него современная энергия. Естественно, мы тяготели к нему. И ему было с нами работать легче, чем со старым составом труппы. Может быть, так.
Я не лезу во взаимоотношения край – директор театра, директор – режиссер, режиссер – край, но у меня есть обязательства перед этим театром. Я понимаю, что нужен здесь и буду нужен в следующем сезоне, – это меня держит. Но мне 29 лет, я уже перешагиваю грань, которая называется "молодой артист".
Здесь сейчас все как-то очень без головы. Нет какой-то энергии движения; ощущения вершин, к которым нужно стремиться. Я еще не знаю точно, но скорее всего после "Маски" буду искать себя в другом театре.
Тем не менее очень радостно, что здесь еще остаются люди, которые творчески наполнены, и что эта чаша не разливается. Я говорю и об артистах, и о помрежах, и костюмерах, и реквизиторах – они очень дороги...
Что касается известности
– Что касается известности... не ощущаю ее вообще. Чтобы узнавали – этого, конечно, нет, и еще рано, не так много у меня больших ролей. Единственное – Городулин в "Мудреце".
Обожаю Светлану Петровну Талалаеву. Она очень нежный, очень добрый человек, и каждый спектакль с ней я рассматриваю как школу, как учение. Она принцесса.
В нашем театре нет особой семейности, может; но мы улыбаемся друг другу по-честному, а не сквозь зубы. И никто никому не завидует.
Очень важно не бояться своих желаний, и очень важно не бояться брать на себя ответственность, особенно ответственность за свою жизнь.
Справка
Немецкие готические доспехи XVI века, в которых по просьбе "СК" позирует актер Сизиков, сделаны мастером художественной обработки Виктором Замятиным. Персональная выставка Виктора "Седое железо" прошла в январе в галерее "Открытое небо".
В репертуаре театрального сезона 2008/09 гг. Александр Сизиков играет в спектаклях "Запутанное дело, или С больной головы на здоровую", "На всякого мудреца довольно простоты", "Войцек", "Генералы песчаных карьеров", "Пиковая дама", "Собачье сердце", "Гамлет".