По благословению епископа Парфения
История Покровской церкви начинается в середине XIX века. Это было время массового переселения жителей европейской части России за Урал. Часть из них оседала в Барнауле. Селились в основном за Конюшенным переулком (нынешний проспект Красноармейский) и назывались зайцами. Отсюда пошло и название окраины города - Заячья слобода. Число жителей слободы быстро росло, а поскольку народ в те далекие времена был почти поголовно верующий, хотелось слободе иметь свою церковь. Надо заметить, что в Заречной части города уже была деревянная церковь Святых Праведных Захария и Елисаветы. Предложили перенести ее на новое место - в Заячью. Освятить церковь предполагалось во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Александра Невского.
Этот проект рассмотрела Томская губернская строительная комиссия, и 20 ноября 1859 года Епископ Томский Парфений произнес долгожданные слова: "По сему проекту построить Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в городе Барнауле благословляю."
Но задумать проще, чем воплотить идею в жизнь. Сразу встала проблема: где взять деньги на строительство? Заячью слободу населяли беднейшие горожане. Ни о каком финансировании извне и речи не шло. Но были мастера, строители церквей. Были мастера и по отливке колоколов, а главное - крепкая вера и желание построить церковь.
Началась подготовка к строительству. В течение двух лет собирали средства. В основном - пожертвования прихожан. И в 1860 деревянная церковь была заложена. Строился храм споро, всем миром. Использовалась часть материала, оставшегося от прежней, Захариевской церкви. 4 августа 1863 года церковь была уже освящена. И называлась она тогда Покровская церковь города Барнаула. Примечательно, что деревянным было не только само здание, но и колокольня. Колокола деревянного храма, как в последствии и кирпичного, отливались в Барнауле местными умельцами.
С миру по нитке - верующим каменный храм
Количество прихожан постоянно росло. Свою роль сыграло и то, что Заячья слобода продолжала стремительными темпами заселяться, и то, что ближайший храм был далековато. Поэтому уже к концу XIX века назрела необходимость в постройке каменной, более крупной Покровской церкви. Все ранее возведенные в городе деревянные храмы уже были перестроены на каменные (Петро-Павловский собор, Знаменская церковь). В течение двух лет собирали средства - опять пожертвования прихожан. И 9 августа 1898 года на том же месте, где раньше стояла деревянная церковь (ее снесли), был заложен первый камень.
В строительстве участвовали не только взрослые, но и дети. Рабочий день начинался в пять утра и заканчивался в восемь вечера. Прерывалась работа три раза в день - на завтрак, обед и ужин.
Наконец, в 1903 году строительство было закончено. Новое здание потрясало величием. Красоту подчеркивало удачно выбранное место - на пригорке. Благодаря этому храм был виден на много верст кругом. Гордость строителей - трехярусная стройная колокольня с семью колоколами. Самый большой весил 320 пудов, а самый маленький - один пуд. Церковь была трехпрестольная (престолы Покрова Пресвятой Богородицы, во имя святого благоверного князя Александра Невского, во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона). Стены расписали местные художники по образцам русской религиозной живописи М.В. Нестерова, В.М. Васнецова и других живописцев рубежа XIX-XX веков.
Среди активных участников и попечителей строительства кирпичного храма источники называют протоиерея Иоанна Иоакимовича. Единомышленники оценили его вклад в общее дело, и в ноябре 1917 г. на приходском совете решили увековечить его имя "учреждением стипендии в Барнаульском техническом училище". Было постановлено: "Ежегодно отчислять 10% с суммы годового дохода, приносимого школьным зданием и передавать это отчисление правлению технического училища для вышеуказанной цели".
Новая власть отдала собор под казарму
Храм радовал глаз, колокольный звон услаждал слух, даже округа, казалось, преобразилась. И все бы ничего, если бы не начался период отделения церкви от государства. Сохранились публикации в газете "К свету", повествующие о непростом времени. Так, в 1918 году, в дни страстной седмицы во время богослужения здание обстреляли. Двух ревностных проповедников из духовенства заключили в тюрьму. Икону великомученика Пантелеймона новые власти разрешили унести в село Павловское, но без звона, крестного хода и богомольцев, рано утром. А всему населению Барнаула запретили открывать окна, зажигать в домах огни и выходить на улицу. В 20-е годы из церкви изъяли ризы, сосуды, драгоценные камни. Этим дело не ограничилось.
Хоть и одним из последних, но Покровский храм был закрыт: сняли с главы крест, разобрали колокольню. Однако он не был разрушен до основания, как Петро-Павловский и Монастырский соборы. Не превратился в увеселительное заведение, как Троицкая церковь (в ней оборудовали кинотеатр) или Кладбищенская Кресто-Воздвиженская (по сей день там размещается планетарий). Здание некоторое время использовали под овощехранилище и казармы.
Но ничто не длится вечно, и тяжелые времена миновали, оставив после себя ужасные последствия. Ситуацию во многом изменила Великая Отечественная война. Еще в 1942 году верующие приходили в разрушенный храм, чтобы помолиться о благополучном исходе войны. А в 1943 году Сталин разрешил открывать храмы. Началась нелегкая пора залечивания ран. На первом приходском собрании вынуждены были признать, что здание абсолютно непригодно. Нет крыши, куполов, паперти. Даже стекол и тех нет. Печи требуют ремонта. Но и тогда руки не опустили. Верующие высказали готовность оказать помощь деньгами, вещами и своим трудом.
И слово сдержали. В 1944 году вновь был установлен крест, сооружен иконостас. А в 1958 году над храмом опять нависла угроза закрытия, потому, что деревянные перекрытия над цокольным этажом прогнили. Но их в том же году заменили на железобетонные, и церковь продолжала функционировать.
За следующие 40 лет было проведено еще немало работ, в том числе уже "косметических". В частности, иконостас был заменен на новый, золоченый. Вместо деревянных полов сделали железобетонные, живопись восстановили. В конце 80-х годов провели капитальный ремонт здания, отреставрировали купол. А в 1993 году на прежнем месте воссоздали колокольню. Все делали барнаульские мастера.
Уже при епископе Максиме храм слегка модернизировали: иконостас перенесли ближе к прихожанам, пол выложили керамической плиткой, а деревянные рамы на окнах заменили на пластиковые. На ближайшее будущее запланировано заменить купола на золоченые, покрасить крышу, озеленить территорию и обнести ее каменным забором. Кстати, как говорят в храме, после трагической гибели мэра Барнаула Владимира Баварина его родственники выразили желание заказать колокола для колокольни Покровского собора. Не исключено, что когда-нибудь горожане услышат звон колоколов с именными гравировками.
Подарок Патриарха Алексия
Покровский собор не теряется на фоне своих "собратьев", несмотря на то, что представляет довольно распространенный тип культовых зданий в русско-византийском стиле. Для этого стиля характерны следующие черты. Фасадный декор включает одиночные, сдвоенные и строенные круглые полуколонки из лекального кирпича, аркатурные поясочки. В композиции северного и южного фасадов три больших окна, центральное из которых более высокое. Все окна объединены монументальным килевидным архивольтом. Есть у Покровского собора особенность, отличающая его от других культовых сооружений города. Это наличие нижнего храма. В нем иногда проводятся службы, в частности, отпевают усопших, не мешая прихожанам.
Если говорить о соборе не как об объекте архитектуры, а как о церковном учреждении, то нельзя не отметить некоторые важные моменты.
Покровский храм - семинарский. В нем прислуживают и поют студенты духовного училища.
Это единственный в городе кафедральный собор. Таковым он стал в 1994 году после образования Барнаульской епархии и назначения епископа. Первым на этом посту был ныне покойный Антоний. Сейчас его сменил епископ Максим.
В мае 1997 года во время визита в Барнаул Патриарх Всея Руси Алексий II передал в дар собору икону Владимирской Божией Матери.
Когда был разрушен храм в селе Коробейникове Усть-Пристанского района, жители подобрали одну из икон, привезли в Барнаул, и несколько лет она хранилась в Покровском соборе. После восстановления храма икону обновили и крестным ходом перенесли в Коробейниково. Кроме того, были возобновлены крестные ходы: в Никольскую церковь, в этом году на Крещение на реку Обь.
Екатерина ШАКИРОВА.