Идею подали ветераны
Установить на мемориале Славы локомотивного депо Барнаул "элку" - самый большой советский паровоз серии "Л" - предложил директор музея предприятия бывший машинист, почетный железнодорожник СССР Александр Попов. Его поддержали другие ветераны. Стали искать нужную модель и нашли на базе запаса МПС на станции Тайга Кемеровской области. В конце апреля почетный железнодорожник Геннадий Муравьев пригнал в Барнаул локомотив с № Л-0186. Затем грузопассажирский паровоз-трудягу передали на расконсервацию и усиление в ремонтно-локомотивное депо ст. Алтайская. 1 мая будущий памятник вернулся в депо Барнаул, где его подвергли окончательной реставрации. 6 мая к полудню предполагалось установить паровоз на заранее сооруженный пьедестал. Но не тут-то было! Провозиться пришлось до глубокого вечера.
А устанавливали всем миром
Выяснилось, что раздобыть, пригнать, восстановить, отмыть, покрасить раритетную машину - лишь половина дела. Сама установка памятника не менее сложный и ответственный этап, требующий грамотного технического решения.
На весь день 6 мая станцию Барнаул пришлось обесточить. Железнодорожники "выталкивали" электропоезда на линии тепловозами.
Тем временем на месте будущего памятника заканчивались последние подготовительные работы. Свежеокрашенный локомотив подогнали в тупик рядом с мемориалом Славы. Затем на соседний путь прибыл восстановительный поезд Алтайского отделения железной дороги, имеющий в своем составе мощный кран грузоподъемностью 250 тонн. Чтобы развернуть и зафиксировать эту махину, потребовалось около трех часов.
Затем 120-тонную "элку" подогнали к крану и попытались расцепить кабину паровоза с тендером (часть паровоза, предназначенная для хранения запаса воды, топлива и других материалов), чтобы по очереди перенести на пьедестал (монолитом это сделать невозможно, так как кабина в три раза тяжелее тендера). Машинисты-ветераны Рюрик Самойлов и Геннадий Муравьев подсказали, как разъединить стойки локомотива. А вот шнек углеподачи пришлось резать сваркой.
На подготовку самого паровоза таким образом ушло еще полтора часа. Наконец тросы и стропы крана напряглись, он подхватил тендер и поставил на рельсы пьедестала.
Начало положено! Крановщики, стропальщики во главе с начальником восстановительного поезда Алексеем Алексеевым переводят дух, вытирая со лба пот. Короткая пауза - и команда Алексеева приступает к самой ответственной части операции - транспортировке к месту стоянки головы паровоза.
Затаив дыхание, деповчане почтительно наблюдают за точными, слаженными действиями восстановителей. Вот 87-тонная махина взмыла в воздух, вот проплыла на мощных тросах расстояние от железнодорожного пути до пьедестала, вот замерла над ним в прицеле, вот с ювелирной точностью коснулась рельс…
Дело сделано! По традиции "о борт" локомотива разбивается бутылка шампанского. Памятнику быть!
"Победу" - в честь Победы
Характеристики паровоза серии "Л"
Вес в рабочем состоянии |
121,5 т |
Диаметр движущих колес |
1500 мм |
Диаметр цилиндров |
650 мм |
Ход поршня |
800 мм |
Давление пара в котле |
14 атм. |
Конструкционная скорость |
90 км/ч |
Расчетная сила тяги |
23 200 кг |
Мощность при расчетной силе тяги |
1900 л. с. |
Максимальный КПД при испытаниях |
9,27% |
P. S. В музейную ночь-2006, которая пройдет в Барнауле с 20 на 21 мая, у жителей и гостей города есть уникальная возможность побывать на территории локомотивного депо и своими глазами увидеть и великан-паровоз, и многие другие любопытные экспонаты на мемориале Славы и в музее предприятия.