Спектакль Молодежного театра Алтая "Прощание славянки" пригласили на два театральных фестиваля: "Радуга" и "Сибирский транзит". Эту новость мы восприняли со спокойным достоинством – заслужили, чего уж. Замечательную работу создателей спектакля отмечали и критики, и зрители; а меня теперь восхищает даже не сам спектакль, а сила его воздействия на зрителей, волшебство, которое, наверное, и называют Великой силой искусства.
Первым об этом сказал известный театральный критик Олег Лоевский: "В зал пришли люди с улицы, в спортивных костюмах с надписью “Россия” на спине, как попало размалеванные девчонки – эта гопота в начале спектакля веселилась и шутила, готовясь комментировать все на свете. Но они втянулись и были подчинены этому спектаклю…"
Я смотрела "Прощание славянки" раза, наверное, четыре, и каждый раз это меня просто завораживало: холодный зал, который справедливо называют "сарайкой", зрители в куртках, с семечками, бугагашечки – и вдруг тревожная, напряженная тишина, прерываемая всхлипыванием девчонок…
Люди становятся одним организмом, живым и сострадающим. И все это похоже на недолгое, но пробуждение от мутного сна. Как сказал тот же Лоевский: "Ну, хотя бы на 30 секунд, на четыре часа. Театр может произвести впечатление. Впечатление может войти в систему твоих ценностей, может не войти. Но если театр не пытается произвести впечатление на уровне подлинного смысла, тогда на хрен он нужен?"