От него редко можно услышать стариковское брюзжание типа "эх, мне бы скинуть лет …дцать". К 60-летию, он похудел, помолодел и не перестает быть похожим на свой любимый музыкальный инструмент – барабан – такой же жизнерадостный. Этой осенью ударник "Джаз-арт-бэнда" Виктор Манаков большим фестивалем отметит сразу два юбилея. 35 лет в джазе – это много. Есть что вспомнить. И без утайки рассказать.
КГБ
- Я играл в большом оркестре ДК Профтехобразования. Потом в малом составе. К нам тогда пришел Николай Качанов (сейчас в Америке живет) и мы создали там джазовый квартет. И выступили в меланжевом клубе на первом джазовом фестивале в 1968 году. Только вышли из клуба вечером, и нас с Николаем Павловичем под белы рученьки в КГБ. Главное, никого больше, только нас. Объяснительные всю ночь писали, мол, почему вражескую музыку играем. Я тогда у следователей-то спросил, им самим-то не нравится такая музыка. Позже один признался, что у него дома фонотека большая, но служба есть служба.
К вокалу, конечно, можно было докопаться по-серьезному. Но мы исполняли, инструментальную музыку, еще колыбельную, а это наше же баю-бай, только на английском языке. И вторая композиция про любовь. В общем, выпустили нас с рассветом. Шли в пять утра до Октября пешком. Под дождем. Да. Был в этом какой-то экстрим. Когда все разрешили, как-то, знаешь, даже не очень интересно стало.
Ресторан
- Играл и пел в ресторане "Алтай" в 1970-х, потом в "Барнауле", когда его открыли. На заказ, конечно. В день наш коллектив зарабатывал больше нашей месячной зарплаты. Юрий Антонов весь, Андрей Миронов "Белеет мой парус" и самое главное – Челентано. Я такие деньги на Челентано заработал – о-го-го! На фестивале в этот раз тоже спою, но что именно – не скажу.
Колхоз
- Даже не верится, что в 1980-х проводили джазовые фестивали по три дня и джем-сейшн в ресторане "Барнаул". И что делали мы это при поддержке горкома партии (и лично первого секретаря Николая Александровича Иванова) и горкома комсомола (и лично второго секретаря Андрея Ивановича Корчагина). Всесоюзные же были фестивали. По 30 коллективов съезжалось. И партия нас поддерживала. А сейчас что, когда и железных занавесов никаких нет? Городская администрация всегда помогала и помогает. А в краевой до сих пор к нам относятся как к чужим.
У нас в приоритете народная музыка, потому что край аграрный. Мне однажды один большой чиновник так и сказал. Есть, конечно, и продвинутые чиновники. А есть те, кто в искусстве ни черта не понимают, а культура для них – это только народные песни и пляски. Колхоз, проще говоря. Обидно так. Ни в одном регионе Сибири такого нет.
Книги
- В 1993 году я организовал книжную ярмарку в театре драмы (я тогда заместителем директора театра работал) и 17 лет ее проводил. Очень мне нравилась эта работа. Прям каждую субботу ждал. А потом много магазинов открылось и как-то все свернулось. Между тем, книги из соседних регионов к нам возили… Сам что читаю? Все. Многое из того, что советуют. Но то, про что говорят "хрень, даже не читай", читаю обязательно.
Еда
- "Элора" - большая компания. У нас есть своя футбольная команда "Элоранта", которая несколько раз была чемпионом города. Так что мы спортивно-музыкальные. Нет, кроме меня музыкантов там нет, но меня ведь и одного на фирму хватает. Или я сейчас нескромно выразился?
Это тоже искусство – готовить для людей что-нибудь вкусненькое. Сам могу приготовить все, что угодно. Даже когда не из чего. Однажды, где-то в середине 1970-х мне перепало колбасы вареной семь палок. Ну, ее ж невозможно было есть каждый день. Так вот перекрутил я ее с салом и пельменей наделал. Это была самая дерзкая импровизация. Друзья сказали, что таких вкусных пельменей никогда в жизни не ели.
Сейчас меня, правда, жена на кухню не пускает, но иногда я прорываюсь. И удачно.
Дача
- Не люблю я копаться в земле. Люблю строить. Мы с женой построили дачу в Калиновке. Но потом развелись, и участок пришел в некоторое запустение. А сейчас я вернулся, и мы решили восстановить все. Вот второе лето там великая стройка. Дом большой и красивый, спасибо моей жене. Я ей, кстати, трактор купил. Она им пашет.
Планы
- В молодости мне не приходилось работать с прославленными зарубежными музыкантами. Нас ведь никуда не выпускали из страны и никого не пускали к нам. Я рад, что мне удалось поиграть с Игорем Гроховским, Дэвидом Бенуа, Мэлтоном Мустафой, Робертом Лайтхаузом и другими известными личностями. Сейчас мы хотим сделать один проект с великолепной вокалисткой Валентиной Пономаревой (она приезжала в Барнаул на гастроли). Причем Валентина сказала, что не хочет выходить на авансцену, а будет петь прямо в оркестре, без пафоса, знаешь, когда имя артиста называют, он выходит и все аплодируют. Это будет этакий русский народный джаз, немного фольклорный. Очень интересный проект.
Пенсия
- Пришел я в пенсионный фонд, а меня девочка там и спрашивает, мол, вы военный? Я говорю: "Нет". Она: "Может по горячей сетке?" Я: "Нет, мне, правда, 60 лет". "По-моему, - отвечает, - вы себе накинули". Короче, я не пенсионер. И внучке запретил называть меня дедушкой. Пусть лучше просто Витя. Есть ведь люди, которые ждут пенсии. Отдохнуть хотят. А в итоге жить перестают! Я не хочу отдыхать.
Цитата
Виктор Манаков,
барабанщик:
Это, пожалуй, самая известная история обо мне. Да, это было. Лет в 15 я пришел в духовой оркестр клуба меланжевого комбината, хотел на трубе научиться играть. Ну и поиграл месяца два три. Руководителя мы ласково звали Мухомор. А потом меня потянуло на барабаны. Я порвал самый большой. И меня выгнали.
Справка
Джазовые фестивали в городе проходят с 1968 года, перерыв был с 1991 по 1993 год. 19 ноября в 18.30 в театре драмы начнется очередной фестиваль. Он будет называться "45 лет в джазе" и, естественно, пройдет под знаком юбилея Виктора Манакова. Спонсорами станут фирмы "Элора", "Бриз", "Бисер", сеть магазинов "Штопор", "Росэнергопром".
Что мы еще знаем о Манакове
Окончил Алтайский государственный институт искусств и культуры (ныне академия) по специальности "режиссер массовых праздников".
Играл в оркестре ДК профтехобразования у Андрея Аненкова, в оркестре композитора Дехтярева (автора песни "Ночка луговая"), джазовом ансамбле под управлением Николая Качанова, "Огоньках", "Юности", эстрадном коллективе Рябова, в ТЮЗе, в ансамбле под управлением Валерия Экслера.
Работал заместителем директора кинотеатра "Мир", на этой же должности - в драмтеатре и филармонии. Вместе со Станиславом Виноградовым создал джаз-клуб "Алтай", который существовал до 1991 года, а потом переродился в творческое объединение "Джаз-арт".
Один из руководителей фирмы "Элора".