"Какая песня без баяна, какой же джаз без…" - предложил зрителям продолжить фразу Георгий Гаранян. "Без Гараняна", - прозвучала явно домашняя заготовка музыкантов оркестра. "Без "Каравана", - выкрикнули из зала. Маэстро Гаранян ждал этого ответа перед тем, как исполнить знаменитый "Караван" Дюка Эллингтона.
Нам удалось встретиться с Гараняном и поговорить с ним о месте джаза в современном искусстве.
- Однажды вы рассказали, что на вашем концерте присутствовал Михаил Горбачев. После концерта он прошел за кулисы…
- …а я выходил со сцены. Он сказал: "Гаранян, я тебя всегда любил". Я, конечно, с ним обнялся и расцеловался. Хотел сказать, что любви я не замечал, но воздержался. В советское время некоторые из представителей политической элиты, например, Косыгин, тайно коллекционировали джазовые пластинки. Но никто доброго слова о джазе и вот столько не сказал, - сравнивает с мизинцем. - Такого не было.
- Российских джазменов высоко ценят во всем мире. А насколько высок их рейтинг на родине?
- Джазовая музыка и оплачивается хуже, чем популярная. Но это, правда, во всем мире так. С этим ничего не сделаешь. Попсой интересуются все, а джазовый рынок - он гораздо уже. Правда, российская попса очень специфичная, и на мировом рынке ею никто не интересуется. Все наши звезды, которые надувают щеки и говорят "я Киркоров, я тот, я другой", на Западе никому не известны. Наши джазовые музыканты известны больше, потому что их уровень совершенно другой. На конкурсах они получают высокие места, а не семнадцатое и двадцать пятое, как попсовики. Со мной работают многие музыканты, которые имеют Гран-при престижных конкурсов, такие люди есть и в оркестре. Мало того, из моего ансамбля "Мелодия" девять человек из двенадцати работают за границей. Некоторые стали просто американскими джазовыми звездами. Например, контрабасист Боря Козлов.
- Георгий Арамович, в советское время вы выступали вместе с такими знаменитостями, как Пугачева, Ротару. Вы стали бы работать с кем-нибудь из представителей современного шоу-бизнеса?
- Стал бы. 18 апреля пройдет презентация нового ансамбля "Мелодия", в которой примут участие мои друзья. Они будут работать без гонораров, просто как друзья. Это Валерия, Саша Буйнов, Лада Дэнс. Я дружу с Ларисой Долиной, которая первый раз в 1979 году выехала за рубеж с моей песней и получила Гран-при. Я ее очень уважаю, она настоящий профессионал.
- Вы автор музыки ко многим известным фильмам, например, вы сочинили музыку для "Покровских ворот". Сейчас у вас есть предложения от кинематографистов?
- Для того чтобы быть в кинобизнесе, надо все время там работать. А я сейчас настолько связан с тремя большими оркестрами… Всегда находятся люди, которые занимаются кино. Свято место пусто не бывает.
- В каких проектах вы сейчас участвуете?
- Я записываю пластинку с "Виртуозами Москвы". Очень интригующий проект, потому что новая пластинка - это смесь джаза и классики. Я делаю все аранжировки, выступаю в качестве дирижера. Мне это безумно интересно.
Справка "СК"
Георгий Гаранян (1934) - народный артист РФ, саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер. В 1958 году Гараняна первым из советских музыкантов пригласили в оркестр Олега Лундстрема. Весь биг-бенд состоял из шанхайцев - эмигрантов, решивших вернуться из Китая на родину. Через 37 лет, в 2003 году, основатель оркестра передал Гараяну палочку главного дирижера. Гаранян - лауреат многих международных джазовых фестивалей - в Праге, Бомбее, Гаване, Варшаве, Финляндии, Израиле, член Союза композиторов РФ с 1975 года и Союза кинематографистов РФ с 1996 года, академик киноакадемии "Ника", кавалер ордена Почета (1999 г.).