Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Вячеслав Мизин: "Мы хотим, чтобы люди с трибун ревели"

Группе исполнилось десять лет, и выставка "Как мы сделали искусство 2000-х" – это ретроспектива, – рассказывает "синий нос" Константин Скотников. – Любой представленный здесь проект направлен на развенчивание мифов, дабы человек взглянул на существо проблемы трезво, ясно и с некоторым оттенком иронии. Разговор о задачах, которые ставят перед собой художники, мы продолжаем с "носом" Вячеславом Мизиным.

Вячеслав Мизин, проект "Синие носы".
Вячеслав Мизин, проект "Синие носы".
Анна Зайкова

– Вы действительно думаете, что сделали искусство двухтысячных?

– В области современного искусства – да, сделали.

– А вас сделала группа "Война"* тогда.

– Сделала – это в смысле "победила"? Нет, мы говорили о том, что мы делали искусство, описывали действительность двухтысячных. А по радикализму группа "Война" уступает перфомансу Саши Бернера начала 90-х**, например. Собственно, можно долго разбираться, кто кого сделал: это называется "диалог: дурак – сам дурак".

Кстати, мы с "Войной" участвовали в одной акции***, так что – что уж тут говорить, – художественное братство. Все, как в нормальном развитии любого искусства – естественно, ученики должны быть лучше учителей...

– ...а сибирское искусство лучше несибирского. И вообще, все сибирское лучше всего несибир­ского.

– Знаете, сейчас в Новосибирске идет "Золотая капитель" – большая региональная архитектурная выставка. Мы там участвовали в утопическом проекте, который называется "Новосибирск никогда" – в смысле, это никогда не будет реализовано. И там один человек такой, Андрюша Радзюкевич, проректор по учебной работе, предложил новый план административного деления. Действительно, почему так: Дальний Восток, Сибирь, отдаленные районы Ямала и Чукотки. Представим, что административный центр России находится недалеко от географического, то есть Новосибирска. Тогда административное деление будет такое: наш – Центрально-Сибирский округ, Ленинград – это Дальне-Западный, там, где сейчас Ростов, – Дальний Южный округ. А наши прицентровые области – с этой стороны Урал, а с той – Якутия. И все меняется на раз, понимаете?

То, что вы говорите про сибирскость, может быть, где-то и правильно, но очень утопично.

– Вам нравится, как в Барнауле люди реагируют на ваши работы? Вы такого восприятия хотели?

– Да мы бы хотели, чтобы манифестации по городу прошли, чтобы люди с трибун ревели: "Ура! Да здравствуют "Синие носы!". Да нет, нравится, конечно. В эгоцентристском понимании "Синих носов" Барнаул – самый прогрессивный город России. Алтайский художественный музей – первая государственная организация, которая отважилась представить нашу выставку.

– Не считая Русского музея и Третьяковки.

– Ну, тем сам Бог велел. Там кураторы – наши засланные казачки. А вот в Новосибирске на такое никогда бы не пошли. К нам там непростое отношение и как к художникам, и как к людям с многолетним опытом очень громкого неформального поведения.

– В порнографии обвиняют?

– В порнографии нас обвиняют часто. Порнография – область однозначная, однобокая, направленная на то, чтобы вызвать эротические ощущения, эрекцию, грубо говоря. Современное искусство гораздо интереснее: это не просто прикол. Любая работа в этой области представляет собой многослойный пирог, в котором за шуткой будут смыслы и подсмыслы.

– Многие считают ваши работы скорее гражданским высказыванием, нежели произведениями искусства.

– Чем старше искусство – скажем, искусство Древнего Египта, – тем более оно однозначно, тем более простой на него взгляд, более музеефицирована его история. Актуальное искусство не может быть вневременным, это непосредственная реакция на происходящие события. Мы – носители независимого взгляда, критические комментаторы. И потом, как нас учили теоретики марксистско-ленинской эстетики, функции искусства – они разные. Кроме эстетической, есть еще терапевтическая, и образовательная, и так далее. 

*Московская арт-группа, известная своими скандальными акциями, в частности "Е..сь за наследника Медвежонка!" в одном из залов Тимирязевского музея в канун президент­ских выборов.

**Александр Бернер в трусах и боксерских перчатках с Лобного места вызывал Бориса Ельцина на боксерский поединок.

***Акция "Вечный позор гонителям соц-арта" у здания следственного отдела Таганской прокуратуры. 

Наталья Царева,
руководитель отдела искусства XX–XXI вв. краевого художественного музея:

Мы уверены, что все современное искусство достойно залов классического музея, в том числе и актуальное. И то, что художники приехали в Барнаул между Киевом и Веной, выбрав время в своем плотном выставочном графике, – большое событие в нашей художественной жизни.

Справка

"Синие носы" – российская арт-группа с сибирскими корнями. Работает в жанрах видеоарта, перформанса, коллажа и др. Образована в 1999 году. В состав группы входят Вячеслав Мизин и Александр Шабуров (в первоначальный состав входили также Дмитрий Булныгин и Константин Скотников). Основной площадкой группы является галерея Марата Гельмана в Москве. 

В октябре 2007 года на работы "Синих носов", подготовленные для выставки современного искусства в Париже, с резкой критикой публично обрушился министр культуры РФ Соколов, в частности, работа "Эра милосердия" была названа "порнографией" и "позором России". 

Работы "носов"

"Революция продолжается, или Че Гевара 30 лет спустя"

"Революция продолжается, или Че Гевара 30 лет спустя". Проект "Синие носы".
"Революция продолжается, или Че Гевара 30 лет спустя". Проект "Синие носы".
Анна Зайкова

Мизин: 

– Мы предположили, что Че Гевара не был убит в Эквадоре: службы нашей эсэсэсэровской внешней разведки его спасли, перевезли в Москву. И он еще 30 лет прожил где-нибудь в Северном Бутово – трое детей, пиво... Это критическое высказывание в адрес людей, которые занимаются псевдореволюционной деятельностью. Эти пламенные революционеры зачастую оказываются такими же, как презираемый ими "офисный планктон".

"Новые юродивые"

"Новые юродивые". Проект "Синие носы".
"Новые юродивые". Проект "Синие носы".
Анна Зайкова

Скотников:

– Самоирония художников, которые позволяют себе иллюзию юродствования, говорения чуть ли не от лица Бога. Художники жалкие персонажи – они похожи на юродивых, но таковыми не являются. Хотя есть и такой импульс – возможно, художники об этом жалеют.  

"Враги России"

"Враги России". Проект "Синие носы".
"Враги России". Проект "Синие носы".
Анна Зайкова

Мизин:

– Здесь мы видим титьки, которые как минимум убедительны. Это состоявшиеся титьки.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии