- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Владимир Ильич, давайте подведем итоги юбилейного для театра сезона. По мне так он просто провалился из-за ремонта…
- Кое-что нам все-таки удалось: мы успели выпустить "Отелло", съездить с ним в Питер на международный фестиваль "Ученики мастера". Успели там засветиться, получили хорошие рецензии.
Выиграли тендер на проведение новогодних спектаклей, поставили 17 сказок. Для нас это была очень хорошая возможность заработать.
Дважды и очень успешно ездили в Бийск. Возили туда "Собачье сердце", "Таксиста" и "Пиковую даму". Были в Сибирском. В Рубцовск ехали с чувством настороженности: город небогатый, промышленности нет, основной завод стоит. Кому там нужен театр… Билеты продавали от 50 рублей. Мы не ожидали, что будет такой бум. Каждый вечер у театра стояли толпы людей, которым недосталось билетов.
Конечно, убытков от таких поездок по краю было бы больше, чем прибылей… Эти гастроли стали возможны потому, что основную часть расходов - гостиницу, бензин, транспорт - взяла на себя администрация края. Ездить стало выгодно.
- То есть жизнь-то налаживается?
- В этом плане - да. В последние полтора года мы не можем пожаловаться на невнимание краевой власти. Не могу сказать, с чем это связано, - для меня это загадка. С позицией губернатора или с программой развития искусства на Алтае… Но все, что мы просим, осуществляется.
И мы ощутили нехватку репертуара. Выездных спектаклей у нас нет. Они не отвечают более-менее высоким требованиям сегодняшнего дня: сценографии, режиссуре. В Рубцовск хотелось бы привезти что-то ТАКОЕ. Но там сцена шесть метров всего, большие работы не покажешь. Поэтому в 2008 году мы планируем сделать спектакли, которые могут идти на маленькой сцене.
- Какие? И кто их будет ставить?
- Например, "Боин-Боинг"*. Спектакль интереснее, ярче и эмоциональнее "Таксиста". Это, конечно, коммерческий проект. Декорации небольшие, выездные. Владимир Александрович (Золотарь, главный режиссер театра. - Прим. ред.) сейчас выехал в Питер. Вернется и скажет, с кем из режиссеров заключит договор. Если все будет хорошо, 7 августа начнем над этим спектаклем работать.
В ноябре после "Войцека" планируем поставить русскую классику. Остановились на двух вариантах: или "Отцы и дети" Тургенева по очень хорошей пьесе Шапиро**, или Островского "На всякого мудреца довольно простоты".
В окончании сезона поставим Шукшина "Я пришел дать вам волю". Тем более что есть важный повод - в этом году Василию Макаровичу исполнилось бы 80 лет. Владимир Александрович будет говорить со своим учителем Геннадием Рафаиловичем Тростянецким***, чтобы он поставил эту работу. Но совпадет ли расписание - Тростянецкий ведь преподает. Если нет, будем искать режиссера, который сможет реализовать эту работу.
Вообще, у нас план - в новом сезоне поставить на основной сцене шесть новых спектаклей. И в этом сезоне пройдет еще один худсовет, на котором мы "почистим" репертуар. Пока могу сказать, что снимем "Ромео и Джульетту". Как говорит Золотарь: "Ну не люблю я его".
- А остальные спектакли?
- Будем адаптировать их к новым возможностям: мощному свету, звуку и так далее. На восстановление каждого спектакля потребуется трое-четверо суток. А это же сценическое время… Это усложнит работу над новыми спектаклями.
Работу над новыми спектаклями замедляют и российские законы, по которым мы должны каждый гвоздь, каждую тряпочку покупать по тендеру. А это - время. Спектакль - такая вещь: художник может сказать: "Давайте-ка заменим вот это", - а я не могу мгновенно решить этот вопрос.
Поэтому 15 мая в новосибирском театре "Глобус" собирались директора театров Сибирского региона. "Глобус" в плане финансов и внимания властей самый успешный театр, и то испытывает огромнейшие трудности и сложности. В этой ассоциации более 50 директоров, и я надеюсь, мы сможем влиять на решения правительства, которые касаются театров.
- Вы будете приглашать новых актеров?
- Из других театров - нет. Не будем и не можем. Понятно, что приглашенным актерам пришлось бы платить большие зарплаты, чем нашим, а этого мы делать не будем. Владимир Александрович нашел выход - набрать в нашей академии культуры свой, золотаревский курс и готовить актеров самим. Для себя мы это решили. Согласна ли будет академия…
- Для вас это тоже ведь юбилейный сезон: вы руководите театром десятый год. Чем вы гордитесь? Что вам удалось?
- За десять лет мы поставили 51 спектакль. Сложнее всего было в начале - тогда стояла дилемма: потихонечку существовать, жить по средствам, не накапливая долгов, или ставить спектакли. Сейчас у театра есть долги - но тогда я выбрал спектакли.
Самое главное достижение - мне удалось создать команду молодых, перспективных, влюбленных в искусство людей, которая выводит театр из кризиса.
Еще важно - мы все же ни разу не скатились в пошлость, хотя иногда ходили по лезвию.
Всем мил не будешь, а я пытаюсь это сделать - возможно, это моя большая ошибка. Но
в первые четыре года моего директорства каждый актер получил работу, каждый мог показать, насколько он может называться мастером, насколько может претендовать на дальнейшую жизнь на сцене.
Что меня здесь держит сейчас? Я не могу вам сказать. У меня даже амбиций нет. Нет вообще. Но мне нужно, необходимо работать - чтобы выпустить очень красивый продукт, и чтобы актеры имели возможность делать то, чего хотят, о чем мечтали.
*Комедия "Боинг-Боинг" - символ французских шестидесятых, как, например, "Шербургские зонтики". Попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая часто исполняющаяся в мире французская пьеса. Нам "Боинг-Боинг" известен по голливудской инсценировке с Тони Кертисом в главной роли.
** Пьесу по тургеневскому роману написал режиссер Адольф Шапиро. Он услышал в "Отцах и детях" "чеховский" мотив жизни, которая течет независимо от наших представлений о ней.
*** Геннадий Тростянецкий, режиссер, педагог. Работает в России и за рубежом (Центр Ю. О'Нила). Преподает в СПГАТИ. В 1998 году осуществил со студентами СПГАТИ и Йельского университета реконструкцию спектакля Вс. Мейерхольда 1926 года "Ревизор" по записям, дневникам репетиций. Один из организаторов Фестиваля спектаклей К. Гинкаса. Инициатор первого Фестиваля памяти А.Эфроса (1992).