Аккордеон забирал сердца мальчиков и девочек - они предпочитали уроки в музыкальной школе "казакам-разбойникам" и куклам. Многие потом жалели об этом - в этой среде нельзя быть вторым, третьим, пятым… Можно быть только первым. Лучшим. Вот такие лучшие с разных концов земли собрались в Барнауле и показали, на что способен аккордеон в хороших руках.
А мы пригласили в гости организатора этого удивительного праздника - барнаульского музыканта Юрия Крикуна.
История любви
У людей по-разному. Один до старости ищет-ищет свое призвание, второго оно еще в детстве - цап…. Юрий Крикун заболел аккордеоном, когда ему еще и шести лет не было. В детсад приходили студенты - практиканты из музыкального училища. Разучивали с малышами детские песенки, нажимали на клавиши, растягивали меха. Было похоже на волшебство: люди делают музыку.
Юра потом долго тормошил родителей: хочу в музыкальную школу! Хочу научиться играть на аккордеоне! Но был он, во-первых, совсем маленький, а во-вторых, какая музыкальная школа в середине учебного года… Родители-инженеры надеялись, что к первому сентября ребенок про свою музыкальную мечту забудет. Так и получилось.
- Учить детей музыке тогда было в традициях интеллигентских семей, - рассказывает Юрий. - Это не очень дорогое удовольствие, но как-то не было такой задачи. К концу сентября я опомнился и стал настоятельно требовать отдать меня в музыкальную школу.
Во вторую музыкальную школу, по месту жительства, меня не взяли, потому что учиться играть на аккордеоне положено с девяти или 11 лет, в силу особенностей детского организма. Даже самый маленький аккордеон не предназначен для шестилетнего ребенка.
Мой папа пошел в первую музыкальную школу, договорился, меня прослушали - и взяли на скрипку. Но я был настойчивым, на скрипку не согласился - и с тех пор аккордеон для меня и профессия, и цель жизни. Сомнения, может, и были, но разочарования не было никогда. Как бы громко ни звучало, моя цель - не просто играть, моя цель - создать в нашем городе обстановку, где аккордеон был бы на большой высоте, на большой любви.
Установка на радость
- Задача любого музыканта - чтобы после концерта весь зал вышел с ощущением если не восторга, то просто радости. Поэтому в слушателях очень ценна установка на получение доброй музыкальной информации. Если человек пришел на концерт, он должен быть целостным в своем намерении. Чем хороши европейские слушатели? Там если человек пришел на концерт, то пришел порадоваться. Он дал себе установку и половину радости уже принес с собой, независимо от того, что услышит. Даже если он профессиональный музыкант. А у нас в прямом и переносном смысле страна конкурсов. У нас нельзя быть вторым, третьим, пятым - принимают только первых.
Поэтому, когда играешь перед профессиональной публикой, всегда ловишь на себе взгляды критиков, цензоров. У меня в жизни, по счастью, было немного таких ощущений. Откровенно плохих, провальных, освистанных, непрофессиональных концертов я не припомню. Слегка сложнее играть в родных стенах - в музыкальном училище, которое я оканчивал, и вообще в Барнауле. Здесь каждый концерт как экзамен. Подсознательная установка на это существует, и чувствуешь себя несвободно.
Но на то мы и профессионалы, чтобы свою несвободу зрителям не показывать.
Соловья баснями не кормят
- Мы недостаточно востребованы. У музыкантов много путей прокормить себя, семью другим способом, нежели концертами и педагогической деятельностью. Музыкант уровня "средний и выше" практически обречен на то, чтобы зарабатывать деньги другим путем. А ведь общество оценивается и по степени развитости культуры, в том числе музыки классического и академического направления. Я не говорю о том, что та музыка, в которой акценты сделаны не столько на душу, сколько на организм, не нужна.
Массовое искусство может объединять людей, приносить какие-то свои плоды… Но академическое искусство не всегда может быть финансово востребовано, а без него мы потеряем культуру. Поэтому есть желание найти стадию синтеза между современными потребностями шоу-бизнеса, потребностями среднестатистического российского человека и классических, академических идей. Ту точку, ниже которой мне, как классическому музыканту, будет не стыдно себя опускать, но в которой то, что я делаю, будет интересно многим людям. Вот это то, что я ищу и, думаю, уже нашел.
Конкурс "Головокружительный аккордеон"
В международном конкурсе "Головокружительный аккордеон" участвовали более 100 музыкантов из России, Казахстана, Украины, Белоруссии, Литвы. Это - первый и единственный в России конкурс такого уровня, организованный специально для аккордеонистов. "Гости в восхищении от нашего приглашения. Для многих попасть в среду аккордеона, не смешиваться с баяном - это сокровенная мечта. Поэтому наше мероприятие изначально уникально. Мы создали атмосферу, в которой сами себе будем нужны, мы поддержали стоящих деятелей нашего направления", - говорит Юрий Крикун.
В конкурсе участвовали студенты авторитетнейших российских вузов, солисты лучших российских филармоний, музыкальные коллективы. Впечатляет высокий уровень жюри: в него входят известные музыканты России и зарубежья под руководством народного артиста России, лауреата международных и всесоюзных конкурсов, профессора РАМ им. Гнесиных Юрия Дранги.
Центр "Головокружительный аккордеон" существует с 2000 года. Он занимаемся всем, что может помочь в профессиональной жизни аккордеониста: конкурсами, фестивалями, семинарами. Международный конкурс "Головокружительный аккордеон" - самый значимый проект центра.