Сегодня это место заброшено. До полного исчезновения подземного храма остались считанные годы... Если не найдутся люди, которые возьмутся за реставрацию.
В лабиринтах Данииловой пещеры
Вячеслав Кокшенев, сотрудник центра детско-юношеского творчества Железнодорожного района Барнаула, вместе со своими воспитанниками занимается изучением Данииловой пещеры уже более 30 лет. "Это единственный памятник подобного рода в России! - рассказывает Кокшенев. - Киево-Печерская лавра теперь находится на территории Украины, а Псково-Печерский монастырь - на границе с Эстонией, эстонцы борются за эту территорию и требуют себе этот памятник истории".
Перед поездкой корреспондентов "СК" в Среднекрасилово Вячеслав Кокшенев предупредил, что в подземелье очень легко заблудиться. Поэтому с нами в качестве проводника поехал один из его учеников - Андрей Тихомиров.
Андрей неоднократно бывал здесь с экспедициями, не раз прошел по всем коридорам, проводил по заданию своего руководителя замеры и наблюдения: как с каждым годом меняется подземный храм, насколько сокращают его обвалы.
Свернув с дороги на Среденкрасилово в сторону храма Даниила, уже через несколько сотен метров мы оказались у края обрыва. "Все, приехали, - сказал Андрей. - Мы находимся как раз над храмом. Парадный вход завален, но есть еще один. Пойдем к нему".
"Еще один вход" предстал перед нами узким лазом высотой едва ли в полметра. "Когда-то этот вход был в человеческий рост", - поясняет Андрей. Сегодня же пройти в храм, не согнувшись в три погибели, невозможно. Однако уже через несколько метров можно расправить спину и даже подняться во весь рост. Лабиринты замысловато сходятся и расходятся, образуя арки и комнатки. Узкие своды, непроглядная темень, тонкий луч фонарика и подземельная прохлада. Труд, который вложен в строительство храма, поражает. Внутри - остатки предметов, когда-то имевших свое назначение, - странной формы кресло, остатки обжигальных печей, пустые, как глазницы умершего, подыконницы - места, где когда-то были установлены иконы. Все из глины.
Чуть правее узкого лаза, через который мы проникли в подземный храм, располагается более цивилизованный вход. Прямоугольные шлакоблоки, обитый деревом узкий коридор… Но он никуда не ведет - впереди обвал. Как рассказал нам накануне поездки Вячеслав Кокшенев, этот вход был сделан на месте бывшего парадного входа в храм в 2000 году. Тогда на Алтае ждали приезда патриарха Алексия. Кроме всего прочего, патриарх должен был посетить храм Даниила. Чтобы патриарх не сгибался под низким входом, его увеличили и обили деревом. Тем самым разрушили святая святых храма - алтарь. А патриарх в Даниилову пещеру так и не приехал…
Чуть ниже храма располагается источник. Во времена Даниила к нему вела лишь тропинка. Но все в том же 2000 году здесь сделали деревянную лестницу, а над источником возвели беседку с куполом и крестом. Сейчас все это в запустении. Рядом в траве пустые пластиковые стаканчики, бутылка из-под водки, брошенная кем-то обертка от шоколадного батончика...
А ведь в Среднекрасилове нет ни одного человека, который бы не знал о храме и не побывал в этом месте. "Люди, конечно, по-разному относятся к нему, - рассказывает Вера Собаева, директор Среднекрасиловской средней школы. - Но в основном, конечно, почитают. Когда я приехала сюда жить, мне первым делом показали достопримечательности села, в том числе и пещеру. Мне довелось спускаться туда, ходить на экскурсии со школьниками. Заринская церковь теперь организует летом крестные ходы к храму Даниила. Люди с удовольствием участвуют в нем”. Все почитают, а убрать территорию руки не доходит.
Киевский след
Больше века назад здесь все было по-другому. Монах Даниил пришел на Алтай в конце XIX - начале XX века из Киева. Предполагают, что пешком. Он был тощ и очень молод. Нес с собой веру и желание ее укрепить в сердцах наших земляков. В то время в России царили предреволюционные настроения. Противоречия были и внутри религии - церковные власти боялись, что христианская вера перестанет быть опорой жизни. Поэтому часто монахов из религиозных центров отправляли в народ для создания скитов, храмов, монастырей, чтобы укреплять веру. Видимо, монах Даниил пришел на Алтай именно с такой целью.
Даниил не случайно выбрал это место для строительства храма. Во-первых, оно было относительно людным. В те времена Среднекрасилово являлось крупным волостным селом, одним из старейших в Алтайском крае (первые упоминания о нем датируются 1724 годом). Рядом проходил тракт, соединяющий Среднекрасилово с большим селом Сорокино и другими крупными селами. Это можно было использовать, чтобы людская молва разносила информацию о монахах и храме.
"Мы с ребятами искали письменные источники, чтобы определить точную дату строительства храма, - говорит Вячеслав Кокшенев. - На одной из стен в храме мы нашли барельефное изображение, датированное либо 1903, либо 1907 годом. Разобрать последнюю цифру сложно, поскольку в то время и у семерки и у тройки верхняя начертательная часть была идентичной. Но и эта найденная нами дата может иметь разную трактовку - это могла быть и дата заложения храма, и дата его освящения, и дата какого-либо обета".
На то, что Даниил пришел именно из Киева, из Киево-Печерской лавры, указывают две вещи. Во-первых, подземные ходы очень напоминают переходы Киево-Печерской лавры и повторяют их планировку. Во-вторых, в подземном храме нашли необычное кресло. Если в него сесть, то тело приобретает позу кучера. Такие кресла использовали исихасты, чтобы с помощью определенного настроя общаться с богом. Исихазм (православное учение и практическое руководство для постижения себя и единения с Богом) был распространен на знаменитом греческом Афоне. Известно, что Антоний Печерский, один из иноков Киево-Печерской лавры, затворник, обучался именно там.
“Он шел, куда приведет Бог”
День Даниила, по словам Кокшенева, был очень суровым. Начинался он в полночь молитвами, которые заканчивались в 5-6 часов утра, а затем проходил в трудах до самого вечера. Предполагают, что на строительство пещерного храма ушло даже менее 10 лет! Даниил привлек к себе внимание местных людей, и у него появился послушник Иван, из местных, который был намного старше него и имел семью и детей.
Самостоятельно Даниил создал основу алтарной комнаты и престол - строение уже можно было назвать храмом. Сначала ходы были невысокие. А когда к Даниилу присоединился Иван, они стали делать их выше - до двух и более метров. Самый высокий - 2 метра 30 сантиметров. Вячеслав Кокшенев отмечает, что техникой строительства монахи владели хорошо. И хорошо знали, что они строят, видимо, был у них точный план, позволивший повторить планировку Киево-Печерской лавры.
Отец Владимир, один из священников Заринской церкви, прекрасно знает все лабиринты и повороты данииловской пещеры. Бывал там не единожды, возил гостей из соседних регионов. “Этот храм - подтверждение подвига монаха, который покинул свой монастырь и пошел в мир, невзирая на ожидаемые трудности, чтобы общаться с народом. Шел туда, куда приведет Бог. Он прекрасно знал, как копать пещеру, и действовал по определенному плану”.
Монахи жили не только на подаяние. Об этом свидетельствуют находки в храме и сохранившиеся в памяти местных жителей рассказы. Из глины, выработанной при строительстве храма, изготавливали кирпич, гасили известь. В пещере до сих пор хранятся остатки обжигательных печей. Есть там еще одна печь, которую использовали для изготовления керамической посуды.
Монахи пользовались большим уважением и были открыты для общения с народом. К ним люди шли охотнее, чем к местному попу. Поп был у всех на виду, при необходимости мог нанять работника. А монахи жили своим трудом, вели тихую отшельническую жизнь, им доверяли больше.
Ходили слухи, что храм Даниила невероятно богат и что в нем спрятано золото. Эти слухи и погубили монаха. Однажды в храм пришли два разбойника - братья из соседней Староглушинки. Два выстрела прогремели в тот день в храме. Одна пуля попала в стену, вторая - прямо в сердце монаха. Об Иване, послушнике Даниила, с тех пор говорили много всякого: что он убежал по подземным лабиринтам, что унес с собой иконы, которые украшали храм.
Убийство произошло в 1926 году. Как говорит Вячеслав Кокшенев, один из местных жителей, который в то время был совсем мальчишкой, нашел в стене храма ту самую пулю, выковырнул ее и всю жизнь хранил. "Я сам держал ее в руках, - рассказывает Кокшенев, - но, к сожалению, сейчас в Среднекрасилове уже не осталось людей, которые застали то время". Кстати, все знали, кто убил Даниила. Но наказание от закона братья не получили. Рассказывают, что оба брата-преступника умерли в муках. Так наказал их Господь за страшный грех...
“Здесь был Вася”
Вернемся к сегодняшнему дню. Храм теперь оскверняют другие, современные вандалы. “К сожалению, теперь не осталось в селе тех, кто что-то помнит о монахах, - рассказывает Вера Собаева. - Не осталось никаких вещей из храма в селе. Если хранилось что-то у кого-то, то все распродали в начале девяностых. В тот промежуток времени, когда у людей было туго с деньгами, не платили пенсии, зарплаты, к нам приезжали скупщики. Но сейчас никто не поделится, кому и что продал..."
"Когда я оказался там впервые 30 лет назад, храм был нетронутым, не был изгажен так, как сейчас, - рассказывает Вячеслав Кокшенев. - Другое, видимо, отношение к культуре было. А когда про него узнали, началось дикое варварство, вандализм”.
Сегодняшние посетители оставляют на стенах храма память и о себе - надписи на тему "Здесь был Вася"...
Тайны Даниила
"Все легенды, которые рассказывают местные жители о храме Даниила, нужно тщательно фильтровать, ведь они прошли уже через столько уст! - говорит Вячеслав Кокшенев. - Однако кое-какие из них правда, кое-какие - вымысел, а в кое-каких правда и вымысел переплелись".
О чуде
Рассказывают, что вода в источнике, что радом с Данииловым храмом, обладает целебными свойствами. Были здесь и случаи чудесного исцеления.
"На самом деле этот источник и сейчас является одним из лучших в пределах Северо-Восточного Алтая, - рассказывает Вячеслав Кокшенев, - В соседнем селе Староглушенке вода нехорошая, рыжая, ржавая. Видимо, водоносный слой проходит через совсем другие породы. Говорят, что вода из этого источника не затухает от Троицы до Троицы". Отец Владимир говорит, что вода из источника на самом деле интересна: "Сами верующие чувствуют, что есть в ней какая-то благодать. Говорят, что были и моменты исцеления, но у нас таких данных нет".
О змеях
Рассказывают, что после трагической гибели Даниила храм облюбовали змеи.
На самом деле встречаются эти гады здесь довольно часто. Гнезда гадюк можно обнаружить даже в храме - узкие норы в стенах. Случалось, что змеи кусали людей. Александр Добрыгин, преподаватель Заринского центра детского творчества, рассказывает, как ездил с детьми на экскурсию к храму Даниила. "Меня предупреждали, что там могут быть змеи, но я не поверил. А когда уже расставили палатки, я отошел, извиняюсь, в кустики и увидел прямо перед собой извивающиеся клубки змей. Мы мигом сняли лагерь и поставили его километрах в двух от этого места". Вячеслав Кокшенев тоже припомнил, как однажды змея укусила девушку: "Но, к сожалению, я не знаю, сильно ли пострадало ее здоровье".
О таинственном исчезновении
Рассказывают, что в храме пропадали люди. Что подземные ходы очень длинные и есть даже проход через Чумыш.
На самом деле хранится в памяти местных жителей один случай. Что якобы один парень возвращался с вечерок из Среднекрасилова в Староглушинку и решил сократить путь, пройдя по лабиринтам Даниила. С тех пор парня никто не видел. Наш проводник Андрей Тихомиров рассказал, что есть подозрения на существование еще одного подземного яруса лабиринтов. Однако Владислав Кокшенев говорит, что это еще нужно тщательно проверять. Сейчас общая длина подземных ходов - около 250 метров. От Среднекрасилова до Староглушинки по прямой дороге - пять километров. И трудно представить, что кто-то решил бы сократить путь таким образом.
О золоте
Рассказывают, что храм Даниила был очень богат, что в нем даже хранилось золото. Именно эти легенды привели сюда убийц.
"По всей видимости, что-то ценное в храме действительно было, - рассказывает Вячеслав Кокшенев. - Есть свидетельства, что, когда разрушили часовню, которая располагалась над парадным входом в храм, в ее основании нашли спрятанное золото. Но так ли это, неизвестно. Храм был богат другим - в нем было 12 икон, судя по количеству подыконниц внутри. Говорят, что их унес из храма послушник Иван после смерти Даниила". Одну из этих икон отыскали корреспонденты "СК" - она хранится у Александра Чистякова, преподавателя Заринского центра детского творчества. Попала к нему случайно через десятые руки. Ее происхождение выдает арочная форма - именно такими были подыконницы в пещерном храме Даниила. Низ иконы обгорел, видимо, от зажженной лампадки.
Реставрировать или консервировать
Вячеслав Кокшенев:
- Что нужно сейчас сделать? Нужно предпринять все необходимое, чтобы не позволить дальнейшего разрушения храма. Если нет средств, то нужно хотя бы законсервировать его до лучших времен, чтобы там сохранялся температурный режим, не происходили обвалы и прения. Иначе наша культурная память еще больше обеднеет.
Отец Владимир:
- Мы сейчас пытаемся довести до людей информацию об этом месте. Это нужно, полезно, это укрепляет веру. Я сам там неоднократно бывал и сейчас бываю. Я вижу перемены: с каждым годом там все больше и больше обвалов. Еще три-пять лет, и зайти в этот храм будет невозможно. А ведь у нас таких мест в стране больше нет!
Необходимо найти людей, которые смогли бы отреставрировать это уникальное место. Но кто это сделает? Это большие деньги. Но с другой стороны, если мы привлечем людей, отреставрируем храм, то тогда возникнет другой вопрос - о его сохранности. Необходимо, чтобы кто-то там жил и охранял его.