январь 16, 2013
Министерство образования и науки опубликовало на своём официальном сайте для общественного обсуждения проект приказа "Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности", где говорится о том, какие санкции и в каких случаях можно применять к школьникам.
Согласно документу, школьной администрации предлагают три инструмента для воздействия на нарушителей дисциплины: замечание, выговор и отчисление, причем последнее может применяться только для учащихся старше 15 лет.
Алкоголь хотят продавать ближе к школам.
Михаил Хаустов
Этот же приказ говорит о создании нового органа – комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая будет вести дисциплинарное производство и выносить решение о наказании.
Грубым дисциплинарным нарушением, за которое может быть отчислен ученик, в проекте приказа называется следующее:
Первый зампредседателя думского комитета по образованию Олег Смолин считает, что документ станет инструментом дальнейшего социального расслоения, "когда будут отчислять более бедных, неспособных вносить подобающие объемы в фонд школы, и приглашать более обеспеченных".
"Похоже, что образовательное сообщество еще не вполне оценило новый закон "Об образовании". Формально в плане отчисления школьников этот закон, по сравнению с предыдущим, не содержит никаких инноваций, – сказал Смолин. – Но он дает возможность Министерству образования и науки принимать на этот счет подзаконные акты. Говорят, что дьявол кроется в деталях, а я бы добавил, что в подзаконных актах. С моей точки зрения, если принимать такой подзаконный акт, позиции должны быть перечислены предельно точно. Я не знаю, как будет, какие решения будут приниматься, если где-то на школьном вечере мальчишки что-нибудь выпьют, что, к сожалению, бывает не очень редко. Подзаконный акт должен отличаться юридической точностью, в противном случае он может использоваться в самых разных целях".
Единственное, что может несколько успокоить: этот проект, когда станет нормативным актом, скорее всего, действовать не будет, поскольку он противоречит экономической политике правительства и Министерства образования, связанной с подушевым финансированием. Как только школа отчисляет ученика, она теряет часть денег, через которые финансируется его образование. Впрочем, можно предполагать и другую версию: этот проект, когда станет нормативным документом, приведет к тому, что из наиболее продвинутых школ, куда, что называется, стоит очередь, будут детей отчислять, а так называемые школы-гетто, которые уже сейчас возникли в России, будут увеличиваться в числе и понижаться в качестве.
Согласно тому же закону, органы местного самоуправления обязаны обеспечить продолжение учебы этих ребят в другой школе, либо трудоустроить и обеспечить продолжение образования в вечерней школе. У нас в России, между прочим, формально обязательное бесплатное полное среднее образование. Правда, никто не знает точно, сколько детей не учится. Разные министры давали мне на этот вопрос самые разные ответы. Последний ответ, который я видел, – ответ Общественной палаты, по оценкам которой полного среднего образования у нас не получает около миллиона человек, и несколько более раннее заявление Генеральной прокуратуры о том, что таких 1 млн 900 тыс. Поэтому совершенно не факт, что закон будет соблюдаться в этой части в полном объеме. В любом случае, я думаю, что неравенство образовательных возможностей будет увеличиваться".
Говоря о судьбе отчисленных, Олег Смолин высказал опасения, что, "скорее всего, такой подросток будет обречен попадать в те школы, которые считаются неуспешными и в которых концентрируются, в конце концов, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации". "А это, соответственно, – почва не только для низкого образования, но и для социальных правонарушений, и чего угодно", – заключил парламентарий.
Впрочем, член комиссии Общественной палаты по развитию образования, Народный учитель России, директор столичного Центра образования № 548 "Царицыно" Ефим Рачевский таких опасений не разделяет и считает приказ долгожданным и необходимым документом. "Этот документ носит рамочный характер. А на основании его каждая школа в своем уставе, исходя из своей специфики, может разработать свои правила школьной жизни", – добавил он.
"Единственный ненормальный элемент в этом документе – то, что невыполнение учебного плана, плохая учеба тоже относится к правовым нарушениям, – отметил Рачевский. – Но это не может относиться к правовым нарушениям по той причине, что разумная школа должна подобрать для детей соответствующий темп, уровень образования и т.д. Это единственное, что я бы из этого документа исключил".
По его словам, если ученика отчислят, то он, во-первых, может идти на работу – у него есть паспорт – и учиться в вечерней школе, через год он может попытаться сдать государственный итоговый экзамен, а потом идти в колледж или пойти в десятый класс, .