январь 23, 2013
Из-за возвращения всенародных выборов губернаторов выросло количество исследований работы региональных начальников - всевозможных рейтингов губернаторов. Некоторые главы даже стали жаловаться на продажу мест в рейтингах, пишет Firstnews.ru.
Первым официально заявил об этом Александр Бердников.
Был мне однажды звонок: Александр Васильевич, вы видели, что какой вы были хороший, а сейчас вот такой? Платите 1,5 млн рублей, и мы поставим вам пятерку. Понимаете, это мошенники, проходимцы. Не все, есть, конечно, объективные и порядочные. Но в основном это делается так. Один сайт прицепился, вроде бы как "кремлевские аналитики", хотя они не имеют никакого отношения к Кремлю. Два человека зарегистрировали сайт – один физмат закончил, второй вообще безграмотный. Назвали сайт типа "кремлевский прогноз" и звонят: плати 2 миллиона рублей, будешь самым хорошим, не хочешь платить – будешь плохим.
Бердников сообщил также, что никому никогда не платил и не собирается платить, поскольку его эти рейтинги не интересуют.
Бердников – единственный губернатор, высказавшийся публично по этому вопросу. При этом сигналы из региональных администраций действительно поступают. Недавно была беседа с одним из глав региона: он рассказал, что ему позвонили, якобы от нашей фирмы и предлагали "подкорректировать" рейтинг. Губернатор был удивлен, ведь мы ему ясно сказали, что оценки не продаются. Пришлось объяснять, что звонившие никакого отношения к нам не имеют.
По мнению главы политической экспертной группы, автора рейтинга избираемости губернаторов Константина Калачева, отмена прямых выборов в части регионов (вопрос сейчас обсуждается в Госдуме) приведет только к росту количества манипуляционных списков, что свидетельствует о кризисе на рынке политконсалтинга.
Я ничего не имею против увеличения количества всевозможных рейтингов. Просто должен был произойти естественный отбор. А он не происходит. Отчасти из-за очарованности журналистов отдельными авторами, отчасти из-за отсутствия понимания предмета. Если СМИ публикуют такие исследования, то авторы их пишут. Надуманность или ангажированность многих публикаций очевидна. Но это – одно из свидетельств кризиса на рынке политконсалтинга: реальной работы меньше, кто-то ударяется в прямой шантаж, кто-то стал рабом своей цитируемости.
Евгений Минченко все-таки ожидает, что люди научатся отделять "шелуху от реально нужных и интересных продуктов". Той же точки зрения придерживается вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин, ситуативный рост количества рейтингов он называет вполне понятным. По словам политолога, уже сейчас многие оценивают рейтинги по степени авторитетности и независимости их авторов, но люди, готовые верить любой информации, останутся всегда.