После двух лет ожидания в Алтайском крае все-таки начали собирать трактор "Кировец"

январь 30, 2013

Компания "АСМ-Алтай" приступила к реализации нового для себя проекта. Совместно с "Петербургским тракторным заводом" началась сборка тракторов "Кировец". В перспективе к производству должны подключиться и другие предприятия. Пока же в кооперацию вошел только "Тонар плюс". В 2013 году на Алтае планируется собрать 150 тракторов. В "АСМ-Алтай" полагают: такой объем вполне реально реализовать на местном рынке. Однако статистика показывает: в силу ограниченной покупательской способности хозяйства приобретают не более 50 единиц этой техники в год.

Впервые о производстве тракторов "Кировец" на Алтае заговорили в 2010 году. Так, предполагалось, что сборка техники может начаться на площадке рубцовского филиала "Уралвагонзавода". Однако контракт между "Петербургским тракторным заводом" ("ПТЗ") и предприятием так и не был подписан.

Окончательную прописку "Кировец" получил в Барнауле. Как сообщил Александр Хромов, управляющий региональными продажами в Сибирском и Дальневосточном округах "Петербургского тракторного завода", алтайский филиал "ПТЗ" был зарегистрирован и открыт в сентябре 2012 года на ул. Трактовой, где раньше размещался ремонтный цех ТЭЦ-3. Здесь уже собрано 12 тракторов К-744Р3 мощностью 420 л. с. На открытие производства "ПТЗ" инвестировал 10 млн. рублей. В дальнейшем с увеличением локализации и расширением производственной площади объем инвестиций может быть увеличен, утверждают на петербургском заводе.

Помимо компании "АСМ-Алтай", которая долгое время занималась продажей "Кировцев", в сборке участвует и компания "Тонар плюс". Ею поставлены комплекты противовесов на собранные трактора, начат выпуск топливных баков, ведется подготовка к сборке кабин. По словам Михаила Геронимуса, генерального директора "АСМ-Алтай", отбор стратегического партнера проекта проводился очень тщательно. Вариант "Тонара" оказался самым оптимальным.

Как сообщает краевое управление по промышленности и энергетике, в настоящий момент "Алтайский шинный комбинат" прорабатывает вопрос изготовления шин для "Кировца". В марте продукция должна пройти первые испытания. По словам Александра Хромова, уровень локализации производства на сегодняшний день составляет только10%. В течение 2013 года он должен возрасти до 20%. А в 2014-м достигнуть 40%.

Пока же подавляющее число деталей поставляет "ПТЗ". В этом году из них планируется собрать 150 тракторов. По словам Михаила Геронимуса, продажи алтайского "Кировца" нацелены только на местный рынок. Речь о поставках тракторов в другие регионы России пока не идет. Гендиректор "АСМ-Алтай" аргументирует: парк подобных тракторов в крае изношен на 80%. А значит, ему срочно необходимо обновление.

Простой в ремонте

То, что "Кировец" будет востребован, у экспертов не вызывает сомнения. Техника проверенная. Для работы на ней механизатору не нужна специальная подготовка. Однако будут ли на местном рынке проданы все трактора алтайской сборки — другой вопрос. По словам Юрия Лукьянова, начальника управления механизации и организационной работы ГУСХ Алтайского края, ежегодно в регионе продается от 35 до 45 "Кировцев". Технику покупают в основном крупные хозяйства степной зоны.

Есть у "Кировца" и серьезные конкуренты — это высокопроизводительные трактора New Holland, John Deere, Challenger. По словам Юрия Лукьянова, их главное преимущество состоит в надежности в первые годы эксплуатации. При этом, добавляет чиновник, импортная техника примерно на 30% дороже "Кировца". Его достоинство — в простоте и доступности ремонтно-восстановительного процесса.

Что же касается цены алтайского трактора, то она будет не выше петербургских аналогов, сообщил Михаил Геронимус. Кроме того, он не исключает, что со временем "Кировец" местной сборки может стать дешевле. Пока покупателей на собранные тракторы нет.

Облегчить покупку этой техники должна была специальная программа. В сентябре 2012 года между "ПТЗ" и администрацией Алтайского края было подписано соглашение. В нем обозначались условия поддержки сельхозпроизводителям, желающим приобрести "Кировец". Предполагалось, что она будет носить дифференцированный характер и зависеть от уровня локализации сборки. В целом хозяйства могли рассчитывать на субсидии в размере 5–15% от стоимости трактора.

Сейчас такая форма поддержки под большим вопросом. Дело в том, что с 1 января в России ликвидированы практически все формы прямого субсидирования сельхозпроизводителей. Михаил Геронимус настаивает: выделение средств из краевого бюджета на данное направление по-прежнему возможно. Сейчас его предприятие изучает данный вопрос.

Между тем у алтайского "Кировца" может быть еще одно слабое место — уровень качества сборки. Эксперты отмечают: для налаживания всех технологических процессов на новом производстве понадобится несколько лет. Как правило, на первом этапе качество техники, произведенной на головном предприятии, выше, нежели в филиалах. Алтайские сельхозпроизводители, давно научившиеся считать свои деньги, это, безусловно, знают.

Основные отличия трактора К-744Р3 от предшественников

  1. Более мощный двигатель
  2. Воздухоочиститель фирмы "Дональд­сон" (с большей пылеемкостью)
  3. Увеличенная масса за счет установки дополнительного балласта
  4. Новый дизайн облицовки капота

Сельскохозяйственный колесный трактор общего назначения тягового класса 8 предназначен для выполнения основных сельскохозяйственных работ:

Основные параметры

Длина с поднятым навесным устройством (м): 7,350.

Высота (м): 3,876.

Ширина (м): 2,875.

Эксплуатационная масса трактора не более (тонн): 17,5;
на сдвоенные шинах: 19,6.

Двигатель: V образный, 8-цилиндровый, с турбонаддувом.

Объем топливного бака (л): 800.

Коробка передач: механическая. Обеспечивает 16 скоростей движения вперед и 8 назад.

Скорость трактора без учета пробуксовки (кмч):

максимальная (вперед) — 30, минимальная (вперед) — 3,7, максимальная (назад) — 22,4, минимальная (назад) — 5,86.

Кабина: двухместная со встроенным каркасом безопасности, обеспечивающим защиту оператора при опрокидывании машины и от падающих предметов. Термо-, вибро- и шумоизолированная с подрессоренным сиденьем для водителя и дополнительным сиденьем для пассажира. Имеются системы кондиционирования и отопления. Кабина оборудована электрическими очистителями передних и задних стекол, омывателями, тонированными стеклами.

Данные: сайт предприятия "Петербургский тракторный завод"

Проекты сборочного производства сельхозтехники, ранее заявленные на Алтае

2006 год

Кто заявлял: компания "Агроспецмашина" и "Бобруйск­агромаш" (Беларусь).

Что планировали выпускать: рулонные пресс-подборщики.

Как сейчас реализуется проект: в 2010 году было выпущено 405 единиц техники, за шесть месяцев 2011 года — более 300 пресс-подборщиков, из которых около 130 единиц реализовано сельхозтоваропроизводителям края. Более современная информация об этом проекте отсутствует.

2008 год

Кто заявлял: "Рубцовский завод запасных частей" и "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов" (Беларусь).

Что планировали выпускать: малогабаритный трактор "Беларус-320".

Как сейчас реализуется проект: по словам Виктора Зобнева, председателя совета директоров "РЗЗ", в 2008 году было выпущено не более пяти тракторов из белорусских комплектующих. Дальнейшее развитие этот проект не получил. Причиной стал тяжелый экономический кризис того периода.

2011 год

Кто заявлял: группа компаний "Агроцентр" и "Гомсельмаш" (Беларусь).

Что планировали выпускать: зерноуборочный комбайн "Алтай-ПАЛЕССЕ".

Как сейчас реализуется проект: на "Леньковском Сельмашзаводе", входящем в ГК, уже собрано 12 комбайнов, реализовано из них только два. По словам Александра Костина, президента "Агроцентра", в настоящий момент на рынке сельхозтехники отмечается снижение объема продаж. В этой связи было принято решение переориентировать завод на производство более востребованной в этом сезоне техники, например культиваторов. При этом г-н Костин отмечает: проект по сбору зерноуборочных комбайнов "Алтай-ПАЛЕССЕ" не завершен.

Кто заявлял: "Рубцовский ремонтный завод" и "Харьковский тракторный завод" (Украина).

Что планировали выпускать: колесные и гусеничные тракторы "ХТЗ".

Как сейчас реализуется проект: сборка тракторов не осуществляется.

Кто заявлял: ГК "СЭУС" и компания "Ростсельмаш" (Ростов-на-Дону).

Что планировали выпускать: зерноуборочные комбайны Torum-740 — на площадке сервисного центра "СЭУС-Агро" (Павловский район), комбайны Acros и "Вектор" — на площадке "Тальменского машиностроительного завода".

Как сейчас реализуется проект: сборка комбайнов не осуществляется.