Интернет может решить проблему малокомплектных школ

февраль 1, 2013

С этого учебного года в Алтайском крае реализуется проект внедрения дистанционных образовательных технологий в систему общего образования. Сегодня в эксперименте участвует три процента школ региона, а к следующему учебному году их число увеличится до десяти. Что это значит для нашей системы образования?

Школа.
Михаил Хаустов

Главная задача проекта, по замыслу его авторов, – вовлечь максимальное число детей в традиционный образовательный процесс, дополненный мультимедийными технологиями. По сути, работа состоит из трех основных компонентов:

  1. внедрение в процесс обучения различных средств коммуникации между учителем и учеником (по электронной почте, скайпу, в социальных сетях и т. д.);
  2. широкое использование электронных ресурсов – для составления проектов и презентаций, подготовки домашнего задания и т. д. Благодаря им учителя могут составлять собственные курсы;
  3. система контроля качества обучения: ребенок может получить задание в электронном журнале, учитель – проверить его работу, поставить оценку и высказать пожелания.

Александр Муратов,
директор центра развития информатизации образования АКИПКРО:

На мой взгляд, дистанционное образование как самостоятельная форма наряду с очным и заочным обучением для получения школьного образования малоприемлема для детей. Все-таки она требует большой степени самостоятельности обучающихся и высокой степени мотивации. Однако невозможно отвергать преимущества самих технологий, которые можно использовать в учебном процессе.

Трудный доступ

Около 70% школ Алтайского края – малокомплектные. Учителей на всех не хватает, в этих условиях приходится возить детей из одних сел в другие. Между тем закон декларирует равный доступ к образованию всех детей страны вне зависимости от места их проживания. По словам Андрея Борисова, начальника сектора информатизации краевого управления по образованию и делам молодежи, в этом году все школы будут дооснащены согласно новым федеральным образовательным стандартам. Ведь согласно нововведениям высокие требования предъявляются не только к программному обеспечению, но и к открытости, доступности информации для ученика.

А технологии дистанционного образования, которые будут продолжать развиваться, помогут решить проблему малокомплектных школ.

– Скорее всего, модель дистанционного образования в малокомплектной школе в полной мере заработает в следующем учебном году, – говорит Александр Муратов. – Предположительно за десятью базовыми школами будет закреплено по одной малокомплектной. Это позволит решать наиболее актуальные задачи. Например, в школе нет учителя физики. Мы оснастим необходимым программным обеспечением и компьютерным оборудованием как базовую, так и малокомплектную школу, чтобы учитель базовой мог проводить полноценные уроки для целых классов. Планируем смоделировать полноценный урок в режиме видео- и конференц-связи.

Первопроходцы

В Республике Татарстан дистанционное обучение начали внедрять еще в 2005 году, правда, как и у нас, сначала для детей с ограниченными возможностями. Со временем наработанный в этой области опыт также решили распространять на другие категории учеников, в частности на детей из малокомплектных сельских школ. Эксперимент запустился в 2010 году. Как он работает?

"Звонок на урок. Ученики Нижнеуслонской средней школы Верхнеуслонского района Республики Татарстан занимают места в компьютерном классе, – пишет издание "Республика Татарстан". – На голове у каждого – гарнитура (наушники с микрофоном), на столах вместо учебников – мониторы с закрепленной на них видеокамерой. Включается экран, появляется изображение учителя, и начинается урок истории.

В таком формате, когда учитель находится от класса в нескольких десятках километров (в данном случае – в гимназии райцентра), четверо десятиклассников и трое одиннадцатиклассников теперь занимаются не только историей, но и обществознанием, русским языком и литературой. Именно по этим предметам в малокомплектной сельской школе не хватает учителей".

Кстати, специфика удаленных занятий предполагает не только видеоуроки, но и самостоятельную работу по заданию учителя. Ученики могут получать задания, выходя в Сеть из дома, штудируя учебный материал и выполняя тесты. Домашнюю работу контролируют и оценивают педагоги. Интернет-программа четко показывает, сколько учебных тем освоил каждый школьник, кто и по какой теме отстает. Причем это отслеживает не только учитель, но и кураторы от Министерства образования и науки.

Факт

По словам Юрия Денисова, вице-губернатора, начальника краевого управления по образованию, в этом году начнется оснащение учреждений дошкольного и дополнительного образования компьютерами с доступом в Интернет. Руководителям помогут создать свои сайты.

Информатизация дошкольного образования необходима главным образом для коммуникаций, обмена опытом, ведения электронных очередей в детские сады и отчетной деятельности.