Как интернет-образование помогает детям-инвалидам

февраль 3, 2013

Два года назад на Алтае начала работать программа по дистанционному обучению детей-инвалидов. Суть ее заключается в том, что наряду с традиционными уроками на дому ученикам предлагают заниматься с педагогами-предметниками посредством Интернета. При этом все необходимое оборудование, адаптированное для каждого вида заболевания, равно как и оплата услуг связи, предоставляется за счет государства.

Программа позволяет в любое удобное для детей время поддерживать контакт с педагогами и, помимо основных дисциплин, удаленно получать дополнительное художественное и музыкальное образование. В услуги также входит посещение виртуальных кружков.

Екатерина Шишаева,
методист центра дистанционного образования детей-инвалидов:

На сегодня в центре учатся 122 ребенка с ограниченными возможностями из различных городов и сел края. Раньше, когда система только внедрялась, родители неохотно шли на контакт с нами, побаивались, что ребенок замкнется в виртуальном мире. Однако сегодня ситуация изменилась. Родители, чьи дети уже проучились какое-то время, видят массу плюсов в таком способе образования и рекламируют его по "сарафанному радио". Люди потом звонят нам и рассказывают, что услышали о дистанционном образовании, например, в больнице и теперь тоже хотят учиться. Мы им такую возможность предоставляем за счет ребят, по каким-либо причинам выбывших из процесса (сняли инвалидность, появились противопоказания по зрению, ребенок закончил обучение и пр.).

По мнению специалистов, дистанционное образование детей-инвалидов – наиболее цельная и отлаженная система среди подобных в крае. Его особенность заключается в том, что дети, записанные в виртуальные классы, переводятся из своей старой школы в краевой педагогический лицей (именно на его базе работает центр). По окончании обучения ученики получают аттестат общего образца.

– Форма урока может быть двух видов: очная и дистанционная. Например, несколько предметов родители могут выбрать для очного обучения. Тогда преподаватель, который раньше ходил к ребенку домой, будет продолжать это делать. Все остальные дисциплины будут распространяться дистанционно. Это значит, что в определенное время, удобное для ученика и педагога (но согласно расписанию), участники процесса выходят на связь друг с другом. Урок построен с применением цифровых ресурсов, видеофильмов, презентаций и так далее. Дети общаются друг с другом и учителями в социальных сетях и по скайпу, – объясняет Екатерина Николаевна.

Ученики, живущие в селах, приближенных к Барнаулу, могут участвовать в массовых мероприятиях, на которые их регулярно доставляют на специально оборудованном автобусе.

Ольга Нагайцева,
директор Центра дистанционного образования:

Техника для ученика подбирается с учетом специ­фики его заболевания. Дисциплины будут преподаваться такие же, как и в школе, но на начальном этапе по сокращенной программе.

Факт

Ежегодно запасы оборудования для дистанционного образования детей-инвалидов в крае растут согласно государственному заказу. 280 тысяч рублей – средняя стоимость одного комплекта. В него входят компьютер, веб-камера, микрофон, колонки, принтер, интерактивный дисплей, сканер, цифровой микроскоп и т. д.

У центра есть .

Умники в законе

Почему школы края не предлагают дистанционного образования никому, кроме детей-инвалидов? Все было бы куда проще, если бы не законодательство. До недавнего времени образовательные учреждения в России могли использовать только отдельные элементы дистанционных образовательных технологий, не больше не меньше. Это такая тонкость, которая вроде бы разрешает и даже поощряет использование возможностей Интернета в обучении, но не объясняет при этом, как оценивать труд педагогов, как выдавать свидетельства о прохождении курса и т. п. Такой подход можно сравнить с ремонтом в казенном жилище: хочешь – делай, хочешь – нет, все равно хозяином не станешь.

Алексей Ушаков,
помощник ректора АКИПКРО по информатизации:

Главной целью дистанционного обучения, безусловно, является повышение качества образования. Можно было бы организовать работу учителя, например, экзотического испанского языка для нескольких школ и так далее. Однако текущее законодательство этому препятствовало.

Сегодня школы могут предоставлять услуги интернет-образования только своим ученикам (поэтому-то при дистанционном образовании детей-инвалидов зачисляют в лицей). Соответственно, получить образование по какому-то одному курсу (такой вариант был бы невероятно удобен, например, для малокомплектных школ) по данной схеме практически невозможно.

Несколько лет страна ждала дополнений в соответствующую статью Закона "Об образовании". Наконец 14 февраля 2012 года Госдума приняла во втором и третьем чтении поправки, в которых вводится понятие "электронное обучение" (во всем мире для его обозначения используется термин E-lerning). Это уже не просто удаленное получение знаний. Оно предполагает использование учебного материала и обязательное общение студента и преподавателя через Интернет (как в форме видеоконференции в режиме on-line, так и интерактивным способом). Благодаря поправкам с помощью электронного образования учреждения смогут осуществлять основные образовательные программы в полном объеме. И хотя порядок воплощения пока не определен, специалисты видят в нововведениях множество плюсов.