февраль 6, 2013
Эксперты не видят оснований для дальнейшего роста рынка новых автомобилей в России. Скромная динамика прошлогодних продаж как в стране, так и в Алтайском крае показала, что спрос истощается. Причем неприятный сюрприз дилерам преподнес как раз традиционно пиковый по продажам осенне-зимний сезон. Декабрьские продажи в Барнауле оказались на 15,1% ниже, чем годом ранее, в России рост составил всего 1%. Несмотря на это, отдельные игроки рынка с оптимизмом смотрят в будущее. Об этом свидетельствует и несколько проектов новых салонов, которые анонсируют дилеры.
Автомобили в Барнауле.
Михаил Хаустов
Весьма показательно название, которое выбрало для своей онлайн-конференции по авторынку информационная группа Finam.ru. Конференция называлась "Российский авторынок: падение продаж и скромные прогнозы". Можно считать это название своеобразным резюме к выступлениям всех участников.
Рост рынка завершился, и в текущем году он в лучшем случае останется на уровне 2012 года, а в худшем будет снижение на 5–10%. Значительных факторов для дальнейшего роста российского авторынка в текущий момент я не вижу. Возможно, он продолжится через год-два, но это все будет зависеть от экономики, а та — от цен на нефть.
Такое положение дел, пусть и в сглаженной форме, нашло отражение и на алтайском рынке. Если годом ранее рост продаж новых автомобилей превзошел ожидания дилеров, то в 2012 году была обратная ситуация. В крае продали 19 140 новых автомобилей, что на 260 машин меньше, чем в предыдущий отчетный период. По данным "Автостата", в Барнауле рост составил 2,2%, что тоже немного.
Традиционно лидером рынка является Lada, однако известно, что "АвтоВАЗ" в прошлом году сократил реализацию и по уровню выручки дал Toyota себя обогнать. Комментарии "Алтай – Лада" о положении дел в регионе получить не удалось. По подсчетам "Автостата", в Алтайском крае было продано 4,8 тыс. Lada, это более чем на 1 тыс. машин меньше, чем годом ранее.
Лидирующую позицию в рейтинге продаж как по краю, так и в столице региона сумел удержать Hyundai. По данным дилера марки, в крае к концу года было реализовано 2012 машин.
Прошлый год мы закончили стильно.
В значительной степени высокий результат брэнду обеспечил собираемый в России Solaris, на долю которого приходится большая часть заказов.
"Рост составил 17%. Но не стоит этот показатель связывать исключительно с Solaris. Эта модель есть по всей России, но у других дилеров нет таких показателей", — комментирует г-н Проценко. Несмотря на позитивную динамику, собеседник отмечает, что люди стали более осмотрительно относиться к покупке автомобиля, и в 2013 году продажи могут остаться на уровне прошлого года, тем более что Solaris уже не является новинкой. "Ажиотажа у нас уже нет, сейчас мы отмечаем баланс спроса и предложения", — продолжает Проценко.
В автоцентре Renault, где, по данным газеты "Ваше дело", продали 1463 новых авто, что немногим выше уровня 2011 года, отмечают: объем реализации ограничил не спрос, а возможности завода-производителя.
Наша квота поставок не менялась ни в прошлом, ни в этом году. Рынок рос, но мы не могли его обеспечить. В позапрошлом году завод выпустил 160 тыс. машин, в прошлом сезоне с конвейера сошло 180 тыс. автомобилей. Производитель сократил количество Logan, поскольку на его площадке начали выпускать Duster, который востребован настолько, что люди готовы ждать в очередях.
Расширенная квота автомобилей может быть выделена салону в конце осени, после того как дополнительной производство Renault разместится на площадях "АвтоВАЗа".
Nissan в крае показал результат в 1430 автомобилей, что на 150 машин больше статистики годичной давности.
Для нас год получился неплохим. Мы не потеряли позиций и достигли поставленных целей. Наша доля рынка сегодня составляет около 10% среди новых иномарок. Фактически нас обогнали только Renault и Hyundai. Конечно, на рынок повлияло появление новых брэндов, но они конкурируют скорее между собой. Для нас важнее продавать больше, чем Toyota.
В "Тойота Центр Барнаул" при этом свой результат тоже не считают провальным. Продажи Toyota и Lexus выросли на 5%. В абсолютных цифрах было продано 1300 и 100 машин соответственно.
"Результат превзошел итоги 2011 года. Но нужно понимать, что это произошло за счет определенного задела с начала года, когда рынок продолжал активно расти. Этого запаса роста нам хватило, чтобы перекрыть спад, который начался в августе и продолжается до сих пор", — анализирует ситуацию Константин Бекурин, директор по продажам "Тойота Центр Барнаул". По его словам, сейчас дилеры пытаются распродать автомобили 2012 года с хорошими скидками до 100–150 тыс. рублей, но пока это не сильно меняет ситуацию. Тем не менее, по прогнозу эксперта, в 2013 году Toyota сможет добиться роста продаж, поскольку представила рынку большую линейку обновленных моделей. Кроме того, в 2012 году продажи Lexus в Алтайском крае увеличились на 15%, что дает дилеру основание надеяться на дополнительный рост премиальной марки в новом салоне, который сейчас строится в Барнауле. Стоит также заметить, что на фоне снижения показателей рынка от своих планов по строительству двух автосалонов не отказывается и "АНТ".
Игроки рынка называют разные причины снижения продаж автомобилей в декабре прошлого года. Мне все же кажется, что на ситуацию в Алтайском крае в большей мере повлиял низкий урожай в сельском хозяйстве. У нас было много отказов от уже забронированных машин, поскольку представители сельхозотрасли оказались в сложной ситуации. Возможно, сказывается также перманентное состояние ожидания мирового кризиса. Люди сейчас все равно более взвешенно относятся к покупкам.
По итогам 2012 года наибольшей выручки от продаж легковых автомобилей в России удалось добиться Toyota, показатель которой составил $ 7,24 млрд. При этом японский производитель за год улучшил собственный результат на четверть ($ 5,77 млрд. в 2011 году). За ним следует отечественный "АвтоВАЗ", который на продаже легковых автомобилей Lada заработал $ 5,8 млрд. — на 2% меньше, чем годом ранее. Третьим в рейтинге финишировала другая японская марка — Nissan, которая выручила $ 5,17 млрд. (+8%). Замкнули пятерку лидеров немецкий Volkswagen ($ 5,11 млрд.; +36%) и корейская KIA ($ 4,77 млрд.; +23%).
В топ-10 попали: Hyundai ($ 4,28 млрд.; +14%), Mercedes-Benz ($ 4,11 млрд.; +30%), Chevrolet ($ 3,98 млрд.; +23%), Renault ($ 3,14 млрд.; +31%) и Ford ($ 3,09 млрд.; +18%). Показатели каждого из оставшихся участников рынка находятся ниже 3-миллиардной отметки в долларовом эквиваленте.
Источник: "Автостат".
За первый месяц работы Land Rover в Барнауле было продано 5 автомобилей стоимостью более 1 млн. рублей каждый.