Как сохранить деньги от мошенников, которые используют мобильную связь

февраль 14, 2013

Мобильный телефон – это не только средство связи, но теперь еще и сравнительно честный способ отъема денег. Простор для мошенничества в этой сфере огромен. Корреспондент разобрался, куда чаще всего уходят деньги с телефона и почему их не всегда удается вернуть.

Сотовая связь.
Михаил Хаустов

Даже самые старые мошеннические схемы остаются "эффективными". Например, звонок от якобы родственников, попавших в беду. В Главном управлении Министерства внутренних дел по Алтайскому краю рассказали о таком случае. Пожилая жительница Барнаула отправила мошенникам через банкомат 5 тысяч рублей. Это произошло после того, как ей позвонили и сообщили, что ее сын якобы совершил ДТП, в результате которого скончалась девушка. Указанная сумма далеко не предел – в Интернете можно найти много историй, где в аналогичной ситуации люди передавали злоумышленникам 30–60 тысяч рублей.

Другая классическая схема – сообщение о том, что банковская карта заблокирована. Чтобы ее разблокировать, злоумышленники просят назвать ее номер и пароль, а потом снимают оттуда деньги. Либо просят перевести какую-то сумму денег на определенный счет, чтобы разблокировать карту. По такой схеме лишился 6 тысяч рублей житель Благовещенского района. При этом в полиции отмечают, что оба потерпевших знали о том, как совершаются подобные преступления. Но в первом случае женщина была уверена, что разговаривает с сыном, а во втором – мужчина считал, что делает все правильно и его не смогут обмануть.

Любопытно, но даже сотрудники сотовых компаний иногда становятся жертвами мобильных мошенников. Жительница Барнаула Наталья Славиняк несколько лет назад работала в отделе маркетинга одного из крупных сотовых операторов.

Наталья Славиняк,
жительница Барнаула:

В то время мы как раз делали серию публикаций о мобильных мошенниках с описанием того, как они действуют, предупреждали, что нужно быть осторожными. И мне звонит человек, который представляется моим другом и сообщает, что он попал в аварию. Он назвал имя – у меня на самом деле был такой друг, и он мог попасть в аварию. Этот человек сказал, что ему нужны деньги на телефон. Я купила карту оплаты, перевела деньги на указанный номер. Но в голове что-то щелкнуло, я позвонила другу. У него все было в порядке. Тогда я быстро пошла в службу безопасности нашей компании, карту заблокировали. Деньги не успели уйти.

Психолог Наталья Пинегина объясняет доверие людей мошенникам тем, что эмоции в таких ситуациях подавляют логику.

Наталья Пинегина,
психолог:

Сознательно или подсознательно люди боятся за своих близких. И хотя они все знают о мошенниках, вымогающих деньги, весть о внезапно случившейся беде застает их врасплох. Если сюда еще добавить привычку решать проблемы за кого-то, все становится объяснимым.

По данным ГУВД Алтайского края, в 2012 году в полицию поступило 400 заявлений от жертв телефонных мошенников. Более 100 преступлений раскрыто, 71 дело направлено в суд. Среди них есть дела по нескольким организованным группам, занимавшимся подобным мошенничеством. Пострадавшим был нанесен ущерб от 2 тысяч до 400 тысяч рублей. За такие правонарушения предусмотрено наказание от штрафа до двух лет тюрьмы.

Ловкость рук

Часто люди теряют деньги со счета мобильного телефона из-за того, что не заметили подключения каких-то услуг и подписок.

– Мы пользуемся Интернетом с помощью модема сотового оператора, – рассказывает Лилия Смирнова. – Купили для него sim-карту, оплачивали каждый месяц безлимитный доступ к Сети. Через какое-то время получаем оповещение, что "недостаточно средств на счете". Позвонили оператору, оказалось, что на sim-карту была подключена услуга "Музыка вместо гудков". Какое-то время она была бесплатной, а потом за нее стали снимать деньги. Поскольку мы пользовались "симкой" только для выхода в Интернет, ни о каком гудке знать не могли. Информацию о подключении услуги мы не получали.

Еще одна жительница Барнаула, которая просила не называть ее имени в газете, в течение полугода платила за связь примерно 1 200 рублей в месяц. Она объясняла себе такой большой счет тем, что звонила дочери, которая живет за границей. Но оказалось, что на ее sim-карту было оформлено несколько подписок. Женщина обратилась в офис обслуживания сотового оператора.

– Там кроме меня было еще несколько человек с такой же проблемой, – рассказывает она. – Причем сотрудники офиса уверяли, что мы сами виноваты в том, что подписались на какие-то рассылки. Но ведь мы не подписывались. Я считаю, что вина полностью лежит на сотовой компании. С ней я заключала письменный договор. А на каком основании она списывает с моего счета деньги в пользу какой-то другой фирмы, я не понимаю. Получается, что любой человек с улицы может прийти и сказать: "А спишите-ка с такого-то абонента деньги в мою пользу". И их спишут?.

Операторы в свою очередь заявляют, что за рассылку сообщений контент-провайдеров ответственности не несут.

– Мы как оператор никаких сообщений рекламного и мошеннического характера от различных компаний не рассылаем, в связи с этим заблокировать их или отключить не можем, – пояснили в пресс-службе "Билайна". – Зачастую абоненты указывают свои контакты при заполнении анкеты на получение той или иной бонусной карты. В данной ситуации оператор, к сожалению, ничем помочь уже не может. Поэтому, если вы не хотите получать такого рода сообщения, не оставляйте номера своих телефонов в торговых сетях и на различных сайтах. Любое использование номера в рекламных целях без согласия на то получателя является незаконным, но для решения этой проблемы необходимо обращаться в соответствующие органы (например, в ФАС).

Правила безопасности

  1. Несколько раз проверьте информацию, которую вам сообщают по телефону с неизвестных номеров.
  2. Если вы поняли, что стали жертвой мобильных мошенников, как можно быстрее обратитесь в полицию.
  3. Регулярно следите за счетом мобильного телефона.
  4. Не отвечайте на подозрительные sms-сообщения.
  5. Не оставляйте свой номер телефона на интернет-сайтах.
  6. Если вы покупаете "умный" смартфон, то как можно более детально разберитесь в том, как он работает и за что вы будете платить деньги.
  7. Если вы заметили, что деньги с телефона "уходят" слишком быстро, запросите детализацию счета у оператора (через сайт, колл-центр или в офисе обслуживания).
  8. Если оператор не помог вам решить проблему, вы можете обратиться в полицию, суд, Федеральную антимонопольную службу, Роскомнадзор или в Роспотребнадзор.

Факт

В компании "МТС" сообщили, что 15% обращений в сибирский контакт-центр компании по поводу действий мошенников поступает из Алтайского края. При этом девять из десяти обращений касаются как раз списания денег в пользу контент-провайдеров.