май 10, 2006
Предприятия Москвы вложат средства в создание в крае новых производств, а Алтай увеличит поставки в столицу продовольствия. Об этом 4 мая договорились губернатор края Александр Карлин и мэр Москвы Юрий Лужков, подписавшие соглашение о сотрудничестве на 2006-2010 годы. Ранее подобный документ подписан был еще при Александре Сурикове в 1999 году, и часть его даже была выполнена.
Семь лет назад Юрий Лужков сам приехал на Алтай подписать соглашение и пообещал многое - например, рассмотреть вопрос о финансировании производства трактора Т-250 и использовать на стройках Москвы бийский герметик "Акватрон". А вдохновившись посещением барнаульского завода "Трансмаш", он с пафосом воскликнул: "У "Москвичей" будет алтайское сердце!" Речь шла о поставках для автомобилей "Москвич" 10 тысяч дизельных двигателей. Но, к сожалению, многое из того, что было вписано в протокол, выполнено не было.
Однако соглашение семилетней давности было отнюдь не бесполезным. Столичный градоначальник проявил вполне конкретный интерес к освоению алтайских месторождений мрамора, и через несколько месяцев начала работать "дочка" московской строительной компании "МКК-холдинг" - "МКК-АлтайМраморГранит", которая занялась разработкой карьеров по добыче мрамора в Ельцовском районе. Удалось выполнить протокол и бийчанам - производителям пожарных рукавов и предприятию "Алтайвитамины", которые успешно освоили московский рынок.
Что сулит краю новое, подписанное уже в Москве, соглашение? На этот раз список конкретных инвестпроектов столицы расширился. Так, в 2006-2010 годах у нас должны быть созданы производства новейшей бытовой техники (на базе одного из приборостроительных предприятий края), базальтовых нитей, а в Барнауле, Бийске и Рубцовске построены мусоросжигательные заводы.
Лужков, как и семь лет назад, вновь заявил об инвестициях в переработку мрамора, и согласно протоколу на предприятиях края будут созданы производства по переработке мрамора и волластонитового концентрата (последнее - на базе бийского ФНПЦ "Алтай"). Соглашение подтвердило традиционный интерес Москвы к алтайской сельхозпродукции. Правда, конкретные договоренности о том, кто и сколько будет поставлять продовольствия, будут приняты позже - в дополнительном соглашении.
Что принесут краю другие пункты протокола (а их более десятка), пока не ясно. Вряд ли москвичей к чему-то обязывает решение "рассмотреть возможности привлечения инвестиций" на освоение и организацию производства тракторов Т-250, гордость нашего сельхозмашиностроения. Тем более что в столице эти возможности будет рассматривать почему-то департамент жилищно-коммунального хозяйства, а не какой-нибудь инвестиционный комитет. А уж решение "рассмотреть в установленном порядке возможность использования" герметика "Акватрон" вообще удивляет: еще в 1999 году положительное заключение правительства Москвы о возможности его применения было подписано вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным.
И все же один пункт представляется принципиальным: стороны договорились, что воздерживаются от действий, которые могли бы нанести экономический ущерб друг другу, согласовывают решения, принятие которых может затрагивать права и интересы другой стороны. А это уже сигнал и для всех остальных инвесторов: приходите, договаривайтесь, вас здесь не обидят.
Справка "СК"
Товарооборот между Москвой и Алтайским краем составляет около 8 млрд. руб. в год. Москва занимает первое место по ввозу промышленных и потребительских товаров из Алтайского края (более 50% всей вывозимой с территории края продукции). Подавляющую часть этого объема занимает продукция производственного назначения: кокс (47%), вагоны грузовые магистральные (35%), химические волокна и нити (7%), шины для легковых, , автобусов и троллейбусов (4%), насосы и дизель-генераторы. Также в Москву завозятся продукты питания: сыр, сахар, водка и ликероводочные изделия, объем поставок муки и крупы оценивается в 20 тыс. тонн. "Меланжист Алтая" поставляет на рынки Москвы хлопчатобумажные ткани. "Эвалар" и "Алтайские витамины" - лекарственные средства и биодобавки (на 1,5 млрд. руб.). В 2005 году ОАО "Рукав" отгрузило на предприятия Москвы пожарные рукава на 90 млн. руб., "Алтайвагон" поставил около 6 тыс. грузовых вагонов.