Желтая альтернатива

май 16, 2006

На протяжении последнего времени представители администрации Барнаула неоднократно заявляли о необходимости полного прекращения пассажироперевозок с использованием «Газелей». Альтернатива отечественной «маршрутке» - китайский микроавтобус King Long - был представлен на прошлой неделе. Автобус King Long будут собирать в Барнауле, на улицах модель будет представлена в традиционном для такси желтом цвете. Местные предприниматели сомневаются в качестве «китайца», выбирая других производителей автобусов, и напоминают мэрии о неприемлемости решения подобных вопросов с помощью административного ресурса.

Игорь Перемазов, вице-мэр Барнаула, подтвердил на прошлой неделе непреклонность позиции в решении о замене «Газелей» на автобусы, реально предназначенные для перевозки пассажиров. «Мы намерены вытеснить «Газели» с городских маршрутов. Эта работа уже начата и будет закончена. Нравится это кому-то или нет», - сказал Перемазов.

Как удалось выяснить, уверенные заявления Игоря Перемазова имеют под собой вполне реальную платформу. По словам Михаила Шипицина, заместителя главы администрации Барнаула по экономической политике, уже на протяжении двух лет перед одной из частных компаний стоит задача по организации на территории Барнаула сборочного производства автобусов малой вместимости, которые впоследствии и заменят «Газели». В настоящее время найден потенциальный партнер и ведется работа по реализации проекта. Сборочное производство будет организовано на предприятии «Ремметалл». «Это позволит создать новые рабочие места и поможет постепенно реанимировать машиностроительные предприятия города», - уверен г-н Шипицин.

Как рассказал «ВД» Леонид Новиков, заместитель генерального директора «Ремметалла», предприятие приняло решение организовать сборочное производство автобусов фирмы «Кинг Лонг». В настоящее время получено принципиальное согласие китайской стороны. «Нам необходимо пройти полигонные испытания в Москве, которые продлятся три месяца, и получить сертификационное свидетельство. После этого мы начнем активные действия по продвижению автобуса на рынок и параллельно займемся организацией сборочного производства, на что потребуется около года. Все оборудование будет куплено в Китае. В результате мы получим полноценный автозавод производственной мощностью 3 тыс. машин в год», - говорит Новиков.

По планам г-на Новикова, китайская сторона будет поставлять машинокомплекты в сборе, а также все комплектующие для салона. Кузов же будет полностью изготавливаться на предприятии из российской стали. Двигатель автобуса будет соответствовать экологическим нормам «ЕВРО-3». В дальнейшем планируется переход на все отечественные комплектующие. Есть намерение с помощью китайских специалистов начать выпуск двигателей на одном из заводов Барнаула.

Все эти мероприятия, по замыслу инициаторов проекта, приведут к снижению себестоимости автобуса. «Постепенная «русификация» автобуса никоим образом не скажется на его качестве, которое достаточно высоко. Фирма King Long является лидером в КНР по выпуску автобусов малой вместимости и серьезно подходит к выбору своих партнеров», - сообщил Новиков.

В настоящее время продвижением автобуса King Long на местный рынок занимается «Автосалон-АМ». Цена в базовой комплектации составляет 1 млн. 50 тыс. рублей. В автосалоне сообщили, что приобретение трех автобусов снизит стоимость каждого до 990 тыс. рублей. Цена 10 машин из Китая будет зависеть от индивидуальных переговоров, «но, соответственно, будет еще ниже».

Исходя из этого можно предположить, что организация сборочного производства в Барнауле позволит King Long занять достаточно выгодное положение на автомобильном рынке, так как соотношение цена/качество явно складывается не в пользу отечественного автопрома. Концерн «Русские автобусы» предлагает автобусы малого класса по более высоким ценам. Так, новая модель «КАВЗ-Валдай» стоит 967 тыс. рублей, выпускается в объеме пять единиц ежемесячно и не составит конкуренции «китайцам». К этому стоит добавить, что двигатели всех отечественных автобусов соответствуют экологическому стандарту «ЕВРО-1» с возможностью перехода на «ЕВРО-2». 2008 год не за горами, и переход еще на более высокий стандарт потребует от производителей дополнительного финансирования, что скажется на цене отечественных машин. Все это серьезно понижает шансы российских автобусов занять место на наших улицах.

«Про китайский автобус нельзя однозначно сказать - хороший он или плохой. Чтобы делать выводы, требуется «катать» его в наших условиях как минимум год. Наше предприятие остановило свой выбор все же на немецких автобусах. В ближайшее время на городские улицы выйдут семь новых 18-местных «Мерседесов». Очередная партия подобных машин находится в Ганновере», - рассказал индивидуальный предприниматель Кирилл Зайцев.

В настоящее время большинство барнаульских автопредпринимателей ищут альтернативу «Газелям», чтобы продолжить заниматься бизнесом. Все понимают, что в свое время отечественный микроавтобус решил проблему городских пассажироперевозок. Если его и заменять, то постепенно. Тем более что «Газель» официально лицензирована для работы на пассажирских маршрутах. «Конечно, людям хочется, чтобы потолок был выше, мест больше, водитель - не юнец, но главное во всей этой ситуации, чтобы с помощью административного ресурса никто не начал перераспределять и перекраивать под себя рынок пассажироперевозок», - считают предприниматели.

Андрей НЕДОБИТКОВ.