февраль 26, 2013
В последние годы на Алтае проводят немало мероприятий федерального и даже международного масштаба: управленческий форум "АТР", форум "Шанхайской организации сотрудничества", а также крупные отраслевые мероприятия вроде "Зимней зерновой конференции" и другие. Участники таких событий подпадают под категорию бизнес-туристов. Деловые туристы — это те, кто совершает поездки с деловыми целями. Но не только: после деловых встреч и семинаров бизнес-турист хочет также отдохнуть и посмотреть местные красоты. Именно поэтому Алтай востребован для проведения мероприятий разного рода. Однако эксперты отмечают, что направление бизнес-туризма в нашем регионе пока развито слабо: толчок в развитии оно получит только при решении общих для отрасли проблем, связанных с инфраструктурой.
Деловые туристы на Алтае ценят не только условия для бизнес-переговоров, но и возможность отдохнуть после них.
Анна Зайкова
"Деловой туризм включает в себя две составляющие: организацию командировок и проведение разного рода "ивентов" (форумов, семинаров, поощрительных поездок для дистрибьюторов, мероприятий по тимбилдингу и т. п.)", — пояснил "ВД" Вадим Зеленский, председатель Российской ассоциации бизнес-туризма. Для обозначения делового туризма в международной практике используют аббревиатуру MICE (M — meetings (встречи), I — incentives (поощрительные поездки), С — conferences или congress (конференции, конгрессы), E — exhibitions или events (выставки, события).
В России эта отрасль еще совсем молода, ей не более 15 лет. У нее пока нет ни собственных стандартов, ни законодательной базы. Однако, по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы рынок делового туризма будет расти в нашей стране быстрее, чем в США и Европе. Сегодня его объем оценивают не менее чем в $ 7 млрд.
Начинает формироваться сегмент MICE и на Алтае. Местные туроператоры оказывают компаниям такого рода услуги уже несколько лет. "Однако специализированных фирм, организующих подобные мероприятия, у нас нет, — уточняет Ирина Слесарева, вице-президент Алтайской региональной ассоциации туризма. — Часто организацией совещаний и конференций занимаются те же структуры, что собирают и финансируют мероприятие, в том числе государственные. Это, на мой взгляд, рынок перспективного развития".
Для увеличения делового турпотока региону необходимы прежде всего площадки, где можно было бы проводить масштабные форумы предпринимателей. Конференц-залы в Барнауле располагаются при многих гостиницах. Однако все они рассчитаны не более чем на 100 человек. Соответственно, на громкие бизнес-события городу рассчитывать не приходится. "Однажды нам поступил заказ на проведение конференции на 400 человек. Но мы не смогли найти достойные объекты размещения, интересные заказчику: ему был в этом плане очень интересен именно Горный Алтай. Хотели провести конференцию в Барнауле, использовав помещение кинотеатра "Мир", а после поехать в Горный. Но ехать далеко — заказчик не согласился", — рассказала менеджер фирмы "Алтайтурист" Ольга Гусева.
Когда требуется организовать событие с большим количеством участников в краевом центре, организаторы вынуждены обращаться к аренде помещений, для того не предназначенных, например в театре драмы или театре музкомедии. Как отмечают туроператоры, специализированные площадки необходимого уровня сегодня есть только на курортах Белокурихи. Поэтому именно она пользуется популярностью круглый год как у алтайских чиновников, так и у представителей бизнеса. В этом году туда собирается "переехать", в частности, международный молодежный управленческий форум "АТР", рассчитанный на 1,5 тыс. участников. В прошлом году он проходил на "Бирюзовой Катуни".
"В год у нас проходит 30–40 мероприятий разного уровня, — сообщает директор по стратегическому развитию компании "Курорт Белокуриха" Олег Акимов. — В прошлом году было два крупных: первый международный форум "Сельский туризм в России" в июне и форум "Шанхайской организации сотрудничества" в ноябре (в каждом приняли участие более 500 человек). Последний проходил в зале санатория "Белокуриха", рассчитанном на 360 человек. Но наиболее востребован зал в санатории "Сибирь", он способен вместить до 300 участников мероприятия. Создан специально для конференций, оборудован системой трансляции: центральный экран плюс шесть дополнительных по залу; есть системы синхронного перевода, видео- и аудиопротокола, стены покрыты специальным звукопоглощающим материалом. Мероприятия в "Сибири" проходят каждую неделю".
По мнению экспертов, именно на такие объекты Алтаю следует делать ставку, и то, что центр делового туризма у нас не совпадает с краевым, в нашем случае логично. В городах-миллионниках деловой турпоток был и будет больше, чем в Барнауле; но на Алтае его можно нарастить, используя "природное преимущество" — уникальные природные красоты в горных районах. "В деловом туризме природный фактор немаловажный, — считает Александр Смирнов, директор турфирмы "Плот". — У того же Новосибирска нет такого рекреационного потенциала вкупе с достаточно развитой инфраструктурой, как у нас. Я считаю, что в масштабе всего СФО потенциал для развития делового туризма наиболее велик у нас. Даже в Иркутске, где есть такой шикарный природный объект, как озеро Байкал, провести что-то масштабное не получится: очень слабая отельная база".
Пока заказы на поездки с бизнес-целями у алтайских туроператоров составляют не больше 7–10%. Большая их часть приходится на местные предприятия. Порой бывают дорогостоящие заказы от компаний из Москвы и других крупных городов: предприятия выкупают на несколько дней базу в Горном Алтае, чтобы провести там какое-то корпоративное мероприятие и заодно посмотреть на новое красивое место. Такие базы, как "Ая", "Турсиб" или "Ареда 1", предоставляют в распоряжение гостям не только номерной фонд и питание, но и конференц-залы на 50–200 человек. По словам туроператоров, на три дня и две ночи такой заказ может стоить 1–2 млн. рублей.
Но они довольно редки. Поэтому ни один из представителей местного турбизнеса не задумывался о том, чтобы делать упор на развитие делового направления среди своих услуг: на остальные есть давно установившийся стабильный спрос, и такое положение вещей туроператоров устраивает.
Также давней проблемой для гостей из других регионов является ситуация с авиаперевозками. "Чтобы приехать из того же Улан-Удэ или Иркутска, северных регионов, нужны определенные манипуляции. В прошлом году гости из Перми и Екатеринбурга могли прилететь сюда только через Москву", — вспоминает Татьяна Сажаева, директор турфирмы "Охота".
Есть куда расти и гостиничному фонду. На данный момент всего несколько алтайских средств размещения сертифицировны по "звездной" системе. Между тем деловой туризм ориентируется на "премиум-аудиторию" — состоятельных людей с соответствующими требованиями.
Эксперты полагают, что деловой туризм на Алтае будет развиваться в общем русле туристической отрасли в целом, то есть умеренными темпами. Необходимость в новых точках притяжения бизнес-туристов всем очевидна: санатории Белокурихи не могут принимать бесконечное число гостей. Г-н Акимов сообщил, что через два-три года комплекс пополнится новым конференц-залом, рассчитанным на 1 тыс. человек. Г-жа Сажаева добавляет, что ряд инвесторов уже интересуется территорией на Телецком озере с целью постройки там похожего объекта, правда, на 100 человек. Однако все это пока находится в стадии проектирования.
Конференции организуем в Барнауле, Белокурихе. Белокуриху выбираем не потому, что там есть возможность для размещения большого количества человек: мы организуем мероприятия на 50–70 персон. А дело в том, что альтернативы с достойной инфраструктурой в плане совмещения бизнес-целей и отдыха нет, а к нам приезжают гости из Европы. Но основную часть съездов проводим в Барнауле: тут условия в гостиницах тоже достойные, особенно в сравнении с докризисным временем. Плюс организация мероприятия в Белокурихе обойдется на 20–30% дороже, чем в Барнауле. В Белокурихе одноместный номер в среднем стоит 5 тыс. рублей в сутки, а в краевом центре примерно такой же — 3 тыс. рублей.
Мы свои мероприятия проводим в Белокурихе — санаториях "Беловодье", "Сибирь". В Горном Алтае также есть одна база, в широких кругах неизвестная, куда регулярно привозим гостей. Нравится сочетание приличных залов для переговоров и возможностей для отдыха. Нужно, чтобы номерной фонд соответствовал — не уровню "пять звезд", конечно, но достойному. Потому что на таких мероприятиях у нас всегда присутствуют гости из Москвы. При организации часто пользуемся услугами партнеров из местных туристических компаний. Пожеланий в целом никаких нет: постепенно появляются новые места, куда можно поехать, и сама отрасль развивается.
Если приезжают гости высокого уровня из других регионов, то, конечно, собираемся в Белокурихе. Это "витрина" Алтайского края. Если выехать туда нет возможности (по времени или по деньгам), то едем в парк-отель "Лесные дали". Он достаточно "кулуарный" и качественный, а главное — с вежливым персоналом, что в наше время, к сожалению, редкость. Если говорить о площадках Барнаула, то здесь выбор для масштабных мероприятий, на мой взгляд, невелик. Это чаще всего конференц-зал в "Алтапрессе". Иногда, когда людей достаточно много, больше 200 человек, используем большой зал "Колизея". Так было на нашей летней политологической конференции. А больше и негде. Малым составом мы обычно не собираемся.
Россия занимает шестое место в мире в сфере MICE, по данным компании Euromonitor International. В 2011 году около 2 млн. гостей из-за рубежа посетили различные деловые мероприятия, которые проводились в России. Страной номер один в этом отношении признан Китай, принявший в 2011 году около 7,9 миллиона гостей.