март 11, 2013
С 6 по 10 марта в столице Германии проходила международная туристическая выставка ITB-2013. Делегация, представляющая турпотенциал нашего края, присутствовала там в седьмой раз. В бюджете региона на каждую из знаковых для туриндустрии выставок заложены серьезные средства: в частности, на ITB-2013 край потратил почти 12 млн. рублей. Но большая часть туроператоров по Алтаю не считают работу на транснациональной площадке полезной для продвижения своих продуктов.
Озеро Ая. С одной стороны, находишься на природе, а с другой - доступны все блага цивилизации.
Немецкая выставка — единственное мероприятие такого рода из числа тех, что планирует посетить делегация Алтайского края. Она размещается в 26 павильонах выставочного комплекса Messe Berlin на площади 600 кв. м. Мероприятие проходит уже 47 лет, и на нем выставляются самые известные туристические брэнды в мире.
Основной целью участия края станет презентация туристского потенциала и туристского продукта нашего региона для международных организаций, работающих в данной сфере, а также для простых туристов, мечтающих посетить Алтайский край.
В этом году она отправилась в Берлин под руководством губернатора Александра Карлина. В докладе об итогах деятельности администрации за 2012 год он порадовался тому, что в туристическую отрасль региона наконец пошли частные инвестиции. Видимо, в этом году губернатор решил показать, что ответственность за привлечение инвесторов на европейской турплощадке он берет на себя лично.
На ITB-2013 Алтай представлял свои активные и экотуры, сделав акцент на экологичности отдыха (по словам участников, в прошлом году упор делали на новинки среди турпродуктов). В краевом управлении по развитию туризма не уточнили, в каком составе посетила Берлин алтайская делегация. Однако, как рассказал представитель компании-участника, их было около 34 человек.
С тех пор как край стал финансировать аренду площади в павильонах ITB и выступать единым стендом, участвовать в выставке для турбизнеса стало выгоднее: аренда — основная статья затрат при организации такого мероприятия. Теперь на плечи предпринимателей ложатся лишь трансфер и проживание (60–70 тыс. на человека), а также стоимость рекламной продукции (от 150 тыс. рублей).
Но и такие затраты большинство алтайских туроператоров сегодня считают для себя нецелесообразными.
На ITB участвуют немного туроператоров, занимающихся приемом на Алтае. Во-первых, это затратное мероприятие, несмотря на то что участие на стенде предлагается краевой администрацией бесплатное. Во-вторых, как показывает практика, эффективность участия на берлинской выставке не очень высокая.
Он сам не ездит на немецкую выставку второй год. Не посещает ее и компания "Спутник-Алтай". Ее директор Надежда Якимова не комментирует эффективность вложений в мероприятие из краевого бюджета. Но при этом она называет выставки затратным инструментом для продвижения и видит для своей компании более логичным инвестировать средства в другие каналы, в частности, в Интернет.
Ирина Слесарева, директор турфирмы "Арго", на ITB ездит. При этом в прошлом году она же отмечала, что для поиска инвестиций это неподходящая площадка, а чтобы продвигать там турпродукт, его вначале необходимо довести до мирового уровня. Другой участник выставки, туроператор "Охота", полагает, что сами функции выставочной деятельности в туризме со временем изменились и нужно к этому приспосабливаться. Теперь это больше "работа на перспективу", быстрого эффекта предпринимателю тут ждать не стоит.
Массовый турпродукт везти на ITB нет смысла. Мы с 2008 года ездим в Берлин, и не скажу, что первые два года мы делали там все правильно. Сейчас мы уже выбрали ту точечную целевую аудиторию, для которой готовим особый продукт: фототур "Цветение Алтая". А если ты выбрал не ту аудиторию, приехал на выставку, разложил каталоги и ждешь, что к тебе кто-то подойдет, ничего не выйдет.
Главной же миссией выставки в Германии участники алтайского туристического рынка по-прежнему называют имиджевую. Событие такого рода — вопрос позиционирования региона на международной арене. На него власть никогда не скупилась, поэтому расходы на берлинскую и другие выставки распланированы до 2016 года, и с каждым годом — все большие.
Бюджетные средства, запланированные на посещение крупнейших туристических выставок (руб.)
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
"ITB", |
11 млн. 955 тыс. |
12 млн. 840 тыс. |
13 млн. 789 тыс. |
14 млн. 810 тыс. |
"Интур-маркет", |
23 млн. 301 тыс. |
25 млн. 26 тыс. |
26 млн. 878 тыс. |
28 млн. 867 тыс. |
"MITT", |
3 млн. 961 тыс. |
4 млн. 255 тыс. |
4 млн. 569 тыс. |
4 млн. 907 тыс. |
Источник: программа "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011–2016 годы.