март 22, 2013
– …Я не воспринимаю оружие как орудие убийства. Просто не могу об этом думать. Для меня это полотно, на котором можно изобразить нечто прекрасное. Пытаюсь понять, чего хочет определенный предмет, разгадать его загадку. Иногда решение дается сложно, а иногда оказывается простым. Причем случается, что тщательно обдуманные идеи уступают эмоциональным, – говорит заслуженный художник России Нина Лохтачева. В стране и за ее пределами она прославилась в числе мастеров, давших легендарной златоустовской гравюре второе рождение. Нина Владимировна – соавтор таких шедевров декоративно-прикладного искусства, как "Щит и меч Победы" на Поклонной горе в Москве, мечей "Памяти и благодарности", врученных главам стран-участниц антигитлеровской коалиции, Дарохранительницы в храме Христа Спасителя и многих других. Немало за последние несколько лет художница сделала и для Алтая.
Родители Нины Владимировны – резчик по дереву Владимир Эгельман и живописец Эмма Лютцова – немцы Поволжья, сосланные в Сибирь в начале войны. Они познакомились и поженились в Косихе. Здесь же родилась и окончила первый класс будущая звезда Златоуста. Первые годы жизни ее прошли в бараке депортированных немцев на ул. Рабочей, 1.
Потом сразу после реабилитации немцев в 1956 году семья перебралась в Казахстан. Следующее свидание Нины с малой родиной случилось только спустя 50 лет.
– О раннем детстве я помню не так много: дом, окрестности, школу, – вспоминает Нина Лохтачева. – После того как мы переехали в Казахстан, я редко вспоминала об Алтае. Знала, что мои земляки – Титов, с семьей которого, кстати, дружила моя тетя, и Рождественский… Я никогда не думала, что снова окажусь на родине. Но судьбе было угодно, чтобы я случайно вернулась сюда и привязалась теперь уже навсегда. Произошло это так. Мы с мужем ехали по делам в Кемерово и немного сбились с курса. Он посмотрел в карту и вдруг говорит: "Если мы сейчас дадим крюк 50 километров, окажемся в твоей Косихе". Эмоций не передать… Это были и шок, и радость, и слезы.
От местных жителей Нина Владимировна узнала, что барак, в котором прошли первые годы ее жизни, уже давно сгорел от удара молнии. А адрес дома: улица Рабочая, 1 – теперь присвоен библиотеке имени Рождественского. Здесь, в библиотеке, ныне носящей статус мемориального музея, художница познакомилась с Татьяной Авериной, председателем комитета по культуре Косихинского района. Так завязалась дружба с Алтаем.
– Я являюсь председателем творческого объединения российских немцев, и мне приятно, что при моем участии в Косихе открыли немецкий центр, где уже проходят различные мероприятия, – говорит Нина Владимировна. – По возможности каждый год я стараюсь приезжать на Рождественские чтения. Творчество поэта мне нравилось всегда, поэтому, когда встал вопрос о создании музея, я передала в фонд кое-какие имеющиеся материалы. В этом году Александр Иванович (А. И. Лохтачев – скульптор, гравер, заслуженный художник России, муж Нины Владимировны. – Прим. авт.) по моей просьбе сделал эскизный проект памятника Рождественскому. Будет памятник или нет, зависит уже не от нас, а макет мы подарили.
Пять лет назад сначала на родине, а после в Музее истории литературы, искусства и культуры Алтая Нина Владимировна устраивала выставку декоративных изделий златоустовских мастеров.
– В Косихе меня поразила одна пожилая учительница, заплакавшая, глядя на работы, – вспоминает художница. – Когда я подошла и спросила, что случилось, она сказала: "Я плачу от красоты". Это было одно из самых трогательных подтверждений тому, что мы делаем благородное дело.
– Школу я оканчивала в Казахстане, – продолжает воспоминания Нина Владимировна. – Тогда в Азии было сложно поступить в вуз, и мы с подружками махнули в Россию.
Так Нина Лохтачева оказалась в Челябинской области, где окончила художественно-графический факультет педагогического училища в Златоусте. На Урале она вышла замуж.
– Все как-то шло своим чередом, я пробовала себя в разных сферах: в театре, педагогике… И в поиске призвания почти случайно нашла свою судьбу, – рассказывает художница. – После вуза я работала учительницей в селе Травники, а муж никак не мог найти там работу. Мы оба очень хотели заниматься искусством, поэтому приняли решение переехать в Златоуст. В школу я возвращаться не захотела и устроилась в цех "белого оружия" на знаменитый завод им. Ленина (ныне "Булат". – Авт.). Это было большим везением.
Вскоре Нину Лохтачеву перевели в творческую группу, где она стала первой женщиной-гравером.
– Мне нравится быть во всем первой. Это интересно, – признается она. – Мужчины, как лидеры по своей природе, часто могут позволить себе много вольностей. Женщина, желающая добиться успеха, на слабость права не имеет. Приходится быть абсолютно дисциплинированной, чтобы доказать, что ты не хуже, а может, даже в чем-то и лучше коллег-мужчин.
В 1990 году чета Лохтачевых с единомышленником Григорием Манушем организовали в Златоусте первую частную мастерскую. Вместе они возродили традиции златоустовской гравюры на металле.
– У нас появился заказ на изготовление герба СССР. Но когда мы окончили работу, страна уже распалась, – вспоминает Нина Лохтачева. – Александр в то время как раз обдумывал организацию своего дела, и скоро мы открыли первую в городе мастерскую современного искусства. Сейчас в Златоусте их больше 70.
Сегодня "Лик" называют визитной карточкой города. Здесь работает 120 художников, граверов и скульпторов, включая всю семью Лохтачевых: супругов и их обоих сыновей. Нина Владимировна как главный художник занимается украшением уже готовых изделий, вместе с мужем принимает участие в разработке эскизов.
– Украшение изделия в технике златоустовской гравюры требует строгого соблюдения технологий, – рассказывает Нина Владимировна. – Мы используем традиционные металлы: сталь, золото и серебро высшей пробы, бронзу, латунь и другие. Рисунок наносится на поверхность предмета кистью, гравировка – стальной иглой. Кроме того, я использую травление, гравировку резцом, никелирование, золочение. Иногда в изделие включаются драгоценные камни.
Работы Лохтачевых можно найти в музеях Лондона, Парижа и США. Творческая семья украшала храмы, памятники культуры, коллекционное холодное оружие… Вершиной своего мастерства и главной своей гордостью Нина Владимировна считает Дарохранительницу в храме Христа Спасителя. За ее изготовление мастера "Лика" взялись в 1997 году по благословению патриарха. Памятник декоративно-прикладного искусства приходилось воссоздавать, ориентируясь на кино- и фотоматериалы, а также немногие сохранившиеся архивные документы. Работа заняла почти три года: три месяца шли подготовительные конструкторские работы, пять месяцев создавалась модель, полгода шли доработки. Затем мастера изготовили Дарохранительницу в металле и только после этого семь с половиной месяцев переводили первоначальный образец в серебро. Нина Владимировна занималась декором: выполняла орнамент на металле в технике златоустовской гравюры. Подобная гравировка использовалась в XVI–XVII веках.
– Я не ограничиваюсь церковной тематикой. Говорят, надо на чем-то одном остановиться, занять свою нишу, но мне нравится быть многостаночником, – говорит художница. – Нужно постоянно перестраиваться. Сегодня ты делаешь икону, а завтра меч. И именно это в радость. А потом, когда смотришь на свою уже завершенную работу, испытываешь совершенно невероятные чувства: удивление и восторг одновременно. Неужели ты приложил к этому руку?
Златоустовское оружие XIX – начала XX веков в качестве ценных даров вручалось особо почитаемым и высоким гостям царствующей фамилии России. Среди заказчиков были члены царской семьи, столичная аристократия, гвардейские и армейские офицеры, офицеры флота, любители охоты. Коллекции и собрания златоустовского оружия хранятся в крупнейших музеях России и некоторых столиц европейских государств, частных коллекциях.
В 2012 г. на открытии Мемориального музея поэта Роберта Рождественского в селе Косиха Нина Лохтачева подарила музею икону с изображением Ангела Хранителя работы мастеров "Лика".
Нина Лохтачева – художник-прикладник, педагог, заслуженный художник России (с 1997 г.). Награждена орденом Русской православной церкви Святой равноапостольной великой княгини Ольги III степени, орденом "Франца Бирбаума" фонда Фаберже за выдающийся вклад в развитие ювелирного искусства.