август 9, 2006
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития края считается туризм. Сейчас много говорят, что вот бы нужно туда побольше инвестиций и помощи от властей. Не спорю, есть вещи, которые бизнесмены от туризма в одиночку не осилят. Но есть и такие мелкие проблемки, которые они в состоянии решить самостоятельно. А проблемки только кажутся мелкими (на фоне главного краевого турпроекта «Бирюзовая Катунь» с суммой инвестиций почти в 7 млрд. рублей), но на самом деле оставляют большой негативный отпечаток на всем туристическом лице Алтая.
Например, туалеты. Мелочь ведь, а неприятно. Неприятно, когда едешь на красивом современном автобусе по приличной дороге, любуешься замечательной алтайской природой. И тут - бац - остановка под Троицким. И деревянный сортир с дыркой в полу. Но ты, допустим, не местный, а москвич, избалованный сервисом в Европе. И вот ты такой весь в предчувствии встречи с прекрасными горами сталкиваешься с вонью придорожного туалета. Смотришь в зияющее отверстие в полу и говоришь то ли о нем, то ли о крае: «Ну и дыра!» А дальше у тебя на пути точно такой же жуткий сортир в Сростках. А в самой Ае, прямо у озера стоят несколько давно не чищенных, от чего дико благоухающих биотуалетов…
И что? Постройка или чистка туалетов требуют каких-то бешеных инвестиций? Сколько турфирм возит людей мимо этих жутких скворечников и на Аю, и в соседнюю республику? Неужели трудно скинуться и построить два таких же нормальных туалета, какие смогли сделать в Тальменке?
Вот заработает в полную силу «Бирюзовая Катунь», туда приедет еще больше туристов. Будут они платить деньги, сопоставимые с теми, что мы платим за границей. Им предоставят соответствующий сервис. Ан возвращаться эти приезжие туристы опять будут через Сростки и Троицкое. И последним их впечатлением от нашей природы останется запах придорожного сортира.
И останется неприятный осадок от того, что во всем 11-километровом селе Ая нет ни одной маршрутной «Газели»а, а если ты живешь в дальнем конце села в туркомплексе с чистейшим бассейном, платишь за номер по полторы тысячи в день с человека, но до озера топаешь пешком изо дня в день… То какой, к лешему, это сервис? Тут тоже нужны миллиарды и специальное постановление администрации?
Андрей НИКИТИН, шеф-редактор «СК».