«Мы инвестировали в Алтайский край уже более $ 110 миллионов»

сентябрь 12, 2006

На прошлой неделе Барнаул с рабочим визитом посетил исполнительный вице–президент, генеральный директор компании «ВымпелКом» («Билайн») Николай Прянишников. Визит ограничился встречей с сотрудниками барнаульского филиала компании и беседой с узким кругом журналистов, среди которых был и корреспондент «ВД». Николай Прянишников рассказал, что ему не нравится в алтайских рыночных реалиях, как компания урегулирует претензии со стороны антимонопольной службы и каким ему видится будущее сотового рынка в России.

«Наша доля рынка - около 70%»

Николай Прянишников сам начал беседу, рассказав журналистам, что у «Билайна» в крае наблюдается «хороший динамичный рост по абонентам и операционным показателям». В текущем году компания намерена построить на Алтае дополнительно 40 базовых станций, из которых 20 будут башенного типа.

– Уже в этом году 90% населения края будет охвачено нашей связью. В следующем году мы намерены довести этот показатель до 95% и на этом, наверное, остановимся. Остальная территория - это тяжелая горная местность, где строить станции экономически неэффективно и невозможно физически. Еще одна важная стратегическая задача, стоящая перед филиалом, - это продвижение дополнительных неголосовых услуг.

Из проблем я бы отметил две вещи. Мне показалось, что компания заслужила большую поддержку со стороны общественности и администрации края. Получилось так, что «ВымпелКом» стал одним из главных инвесторов в вашем регионе. Мы инвестировали в край уже более $ 110 млн., что в переводе на рубли составляет совсем страшную цифру. Позитив для края мы сделали, а строить и развивать сети в то же время не так уж и просто. Получение разрешений на местах, всякие пропуски, допуски, согласования. Из–за этого мы получаем не поддержку, а дополнительные сложности. Второй момент, который меня волнует, - это восприятие нас как более дорогого оператора. Считается, что «Билайн» качественный оператор, но при этом и более дорогой. Это не всегда соответствует действительности. Действует стереотип, что оператор, выходящий на региональный рынок позже, предлагает абонентам и более низкие тарифы. Мы будем делать новые тарифные предложения, чтобы исправить эту ситуацию.

– Вы говорите, что инвестировали в край $ 110 млн., а какой объем инвестиций запланирован в этом и следующем году?

– Точные цифры инвестиций в регионы не раскрываются по правилам биржи. Но мы всегда говорим, что в среднем по компании капитальные затраты на абонента составляют около $ 100. Поэтому можно посмотреть, какой прирост абонентской базы у нас был с начала года, и на этом основании сделать приблизительные выводы (по данным барнаульского филиала компании «Вымпелком», в 2006 году абонентская база выросла на 20%. - Прим. ред.)

- Алтайский край как–то выделяется среди других регионов, где присутствует «ВымпелКом»?

– По целому ряду показателей это один из лучших наших регионов. Здесь у нас большая и реально активная абонентская база. На самом деле, по нашей оценке, доля в доходах по региону и доля абонентов у нас даже больше, чем по официальной оценке. Официальная статистика говорит, что наша доля регионального рынка составляет около 65%. А мы считаем, что она выше - около 70% в реальных доходах и реальных абонентах. Это один из лучших показателей «Билайна» по стране. Что меня несколько смущает, так это прогнозы динамики роста. Например, на следующий год прогнозируется низкий рост доходов компании в крае, поскольку предполагается, что конкурентами будет развязана ценовая война. Все цены на рынке рухнут, хотя они и так низкие. Это смущает, и такой прогноз меня не очень устраивает.

«Цены за последние два года снизились на 40%»

– Давайте поговорим о претензиях к операторам сотовой связи со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Совсем недавно «Билайн» объявил о скидке за интерконнект для малых операторов до конца года. Теперь обмен трафиком с ними будет производиться по тем же тарифам, что и между операторами большой тройки, то есть по 95 копеек. Это снимает претензии ФАС? И почему скидка временная?

– Начнем с того, что тариф в 1,1 рубля за минуту интерконнекта, который был установлен для наших партнеров (за исключением МТС и «МегаФона»), был экономически обоснован. Он соответствует нашей себестоимости и позволяет получать небольшой разумный доход. Для МТС и «МегаФона» были сделаны скидки в размере 14% в связи с тем, что они дают большой объем трафика. Соответственно, для них тариф составил 95 копеек, что вызвало претензии со стороны малых операторов, которых поддержала ФАС. Но когда мы обсуждали этот вопрос с малыми компаниями, то выяснилось, что для них проблема заключается не в величине тарифа. Это же взаимный тариф, по нему не только они нам платят, но и мы им. Самая большая сложность для малых операторов заключалась в переходном периоде. Чуть позже платить по 1,1 рубля для них не будет сложностью. Поэтому, обсудив вопрос, мы решили временно ввести скидку и для них. Теперь претензий со стороны ФАС к нам быть не может, единые равные условия снимают все вопросы. Мы урегулировали этот вопрос достаточно эффективно. Хотя считаем, что смогли бы и юридическим путем доказать свое право предоставлять скидку.

– А претензии ФАС по поводу одновременного подорожания у сотовых операторов «большой тройки» первой минуты разговора на старых тарифах? Они тоже будут урегулированы?

– Да. То подорожание, о котором вы говорите, произошло из–за конкретных событий на рынке. С 1 июля входящие звонки стали бесплатными, в связи с чем мы вынуждены были уточнить наши тарифы. Сначала мы предлагали, чтобы выпадающие у нас доходы компенсировали операторы фиксированной связи за счет своих абонентов. Ведь минута входящего звонка для нас не отличается от минуты исходящего - работает базовая станция, задействовано все оборудование. К сожалению, нам не удалось добиться поставленной цели, поскольку тариф у фиксированных операторов регулируется. И нам досталось только 95 копеек за минуту разговора, что полностью не компенсирует наших расходов. В данном случае, в отличие от стоимости интерконнекта, речь не может идти о каком–то сговоре операторов. Мы просто среагировали на произошедшие изменения. К тому же это повышение цен было минимальным и коснулось только старых тарифных планов. Все новые рублевые тарифы остались без изменений. И вообще, цены на рынке сотовой связи за последние два года снизились на 40%.

– Чем можно объяснить синхронность, с которой у ведущих операторов подорожали старые тарифы?

– Просто правила игры изменились для всех одновременно.

– А чехарда с формулировками? Сначала повышение называлось платой за соединение, потом все операторы стали называть его повышением стоимости первой минуты разговора.

– Все это приходилось делать в большой спешке. Наступало 1 июля, а тариф для звонков с фиксированных телефонов на сотовые не был утвержден. И какой будет у нас экономика, мы не знали. Лишь в последнюю неделю, когда тариф приняли, мы вынуждены были спешно все пересчитывать, досчитывать, изменять формулировки. Объективно возникла чехарда, которая вызвала слишком много внимания. Хотя на самом деле ничего серьезного не произошло, но шумихи было неоправданно много.

«Доходность наконец–то начала повышаться»

– Возможно ли дальнейшее снижение тарифов на сотовую связь?

– Сейчас мы подошли к достаточно сложному моменту, когда тарифы в России одни из самых низких в мире. Ниже нас только Индия и Китай. По средней доходности на одного абонента (ARPU) мы вообще на последнем месте. Снижать тарифы дальше тяжело экономически, возможностей таких больше нет. На наш взгляд, будет происходить следующее. За счет новых технологий, оптимизации расходов, роста объема трафика нам удастся снижать цены на голосовые услуги. Но параллельно должен идти рост доходности за счет дополнительных услуг. Например, интернет–услуг, новых корпоративных решений. Сегодня у нас был разговор с отделом корпоративных решений филиала о тех услугах, которые мы сможем предложить юридическим лицам. Мы надеемся, что за счет роста этой доли наша доходность падать не будет. Хотя, повторюсь, общий тариф на голосовые услуги может еще снизиться.

– Какие–то реальные шаги по повышению ARPU компания намерена предпринять?

– Начнем с того, что индекс ARPU наконец–то начал повышаться. И это один из главных наших результатов во втором квартале. Даже по сравнению с прошлым годом рост составил 3,4%, что очень хорошо. Почему растет ARPU? Мы считаем, что нам удалось разработать тарифные предложения, которые, с одной стороны, привлекательны для клиентов, а с другой, приносят несколько большие доходы компании. Те же дополнительные услуги, к которым я отношу и стратегический проект с Warner Music по прослушиванию и скачиванию музыки на нашем WAP–портале.

– Рост дополнительных услуг упирается в оборудование. В Алтайском крае средний продаваемый телефон стоит около $ 130–150, и большинство современных функций в нем просто не заложено. Это не помешает вам реализовать планы?

– Часть услуг мы будем делать доступной для любого телефона. Более того, производители будут делать все более оснащенные телефоны по низкой цене. Это тоже очевидная тенденция. Если раньше тот же WAP был доступен только в дорогих моделях, то сегодня он заложен практически в любой телефон. Эти две тенденции нам помогут. С одной стороны, услуги, доступные для любого телефона, а с другой - помощь производителей.

– Когда будет расти пропускная способность GPRS–Internet? Сегодня она заметно ниже, чем даже при подключении через обычную фиксированную телефонную линию.

– Сейчас мы везде внедряем EDGE, который дает в три раза большую скорость подключения, чем GPRS. Пока он работает не везде. Кроме того, мы будем увеличивать мощность нашей сети. Откровенно говоря, сейчас присутствует некоторая перегруженность сети по GPRS. Наша задача - увеличить емкость и дать абонентам лучшее качество услуги.

«Доля рынка малых операторов будет снижаться»

– По результатам I полугодия операторы большой тройки росли медленнее, чем небольшие региональные компании, у которых прирост абонентской базы составил около 40%. Как вы можете прокомментировать эти цифры?

– Это цифра по зарегистрированным абонентам. Доверия к ней у меня становится все меньше и меньше. Понятие «зарегистрированный абонент» является не совсем четким и понятным. Например, «Билайн» завтра может объявить акцию «десять SIM–карт по цене одной» и сразу резко нарастить абонентскую базу. У малых операторов есть конкретные стимулы для этого. Некоторые из них хотят продаться «большой тройке», другие демонстрируют свои успехи инвесторам. Поэтому мне кажется, что эти цифры завышены. Другой показатель, который более важен, - доля рынка по доходам. Сегодня у малых операторов он не растет. По моей оценке, их доля составляет около 10% от всего российского рынка сотовой связи.

– У локальных операторов есть будущее?

– Мне кажется, что определенную нишу они займут. В первую очередь нужно говорить о тех компаниях, которые прочно стоят на ногах и имеют хорошие сети, стабильные абонентские базы. Например, «Уралсвязьинформ», «Волгателеком», часть дочерних компаний «Сибирьтелекома». Tele 2, наверное, тоже на рынке останется. Но удерживать свою долю этим компаниям будет все сложнее и сложнее. По моей оценке, их доля рынка за ближайшие два года сократится примерно на 2%. Тем не менее 8% рынка они сохранят, что является неплохим показателем.

О чем еще рассказал Николай Прянишников

Об администрации края

- Мы - аполитичная компания. Но мне кажется, что в Алтайском крае поддержка администрации нам очень нужна. Более того, если бы я был вашим губернатором, то помогал бы в первую очередь такой компании, как «ВымпелКом». Мы инвестируем в край, идем в сельскую местность. В других регионах нас просят об этом, а здесь мы делаем это самостоятельно. И все равно не получаем поддержки. В Кемеровской области, например, такая поддержка у нас была, мы получали все согласования по земле быстрее. Мы просим только одного - дайте нам эту бумажку не через два месяца, а за две недели.

О Мадонне

- Именно с Мадонны стартовал наш новый музыкальные проект в партнерстве с Warner Music, в рамках которого мы будет предоставлять эксклюзивный контент через наш WAP-портал. Мадонна - это такой хитрый старт этого проекта. Но и для имиджа это тоже полезно. Судя по тому, какой ажиотаж начался в России вокруг этого концерта, мы поняли, что правильно сделали, пригласив ее в Москву.

О госрегулировании

- Никакого госрегулирования нашей отрасли не требуется. Всякое госрегулирование приводит только к взяткам чиновникам, вмешательству государства в дела компаний. Я неделю назад прочитал список рублевых миллиардеров. Таковых у нас оказалось около 700 человек, за страну приятно. Но что показывает даже самый поверхностный анализ? Только треть из этих людей - предприниматели, начавшие свой бизнес с нуля. Еще одна треть - это чиновники и их прямые родственники. И последняя треть - это хотя и не прямые родственники чиновников, но связь между ними явно прослеживается. Вот что такое госрегулирование. Чем больше его будет, тем богаче станут эти люди. Выиграют не потребители, а именно они.

О повышении стоимости прямых городских номеров

- Абонентская плата была повышена почти для 100 тыс. абонентов в Москве. Это примерно 0,5% от нашей абонентской базы. Связано это с тем, что полностью изменился порядок предоставления городских номеров. Теперь сотовый оператор не имеет права предоставлять прямой городской номер, он может делать это только по договору с фиксированным оператором. То есть это номер фиксированного оператора. Мы делаем на него переадресацию. Естественно, что фиксированный оператор хочет на этом что–то заработать. Но это не касается регионов, только части абонентов в Москве.