Известный российский бизнесмен Александр Кравцов строит город имени бизнеса в Сибири

май 29, 2013

Когда у тебя уже выстроен бизнес с годовой прибылью $ 10 млн., как насчет того, чтобы построить город имени бизнеса? Директор группы компаний "Руян" счел это выполнимой задачей. На протяжении последних трех лет известный российский бизнесмен Александр Кравцов строит город Руян в Томской области. По факту это выкупленный участок земли, на котором создается инфраструктура для своеобразного центра делового и экотуризма. Однако автор называет ее куда громче: "точкой сбора живых людей" и мировой столицей предпринимательства. Откуда такие амбиции и зачем Кравцову понадобился такой проект?

На выставке "Турсиб" в середине апреля новосибирский выставочный центр "Сибирь Экспо" заполонили деловые люди в дорогих костюмах. Но на одной из множества проходивших там конференций выступал человек в заношенной спортивной куртке и рассказывал про какой-то Руян-город. Мужчина был невысокий, а ботинки у него были такие, будто он донашивал их за главой первой русской кругосветки Фаддеем Беллинсгаузеном. Это и был Александр Кравцов.

Спикер говорил, а позади него на экране мелькали грозовые тучи под бравый саундтрек попеременно с березками под щемящие русские мотивы. Там люди в яркой оранжевой амуниции прорывались сквозь шторм, захлестываемые волнами, затем они же на оранжевых джипах куда-то неслись непроходимыми тропами... Потом на экране появился сам Кравцов в дождевике. Говорит, что только что удалось добыть камень, который станет первым в Руяне, новом городе на Оби. Затем камера показывает зеленую полянку, лес, маяк... Табличка-указатель: "Бизнес-Шаолинь". И множество возбужденных, заинтересованных молодых лиц. Снова возникает Кравцов, буквально облепленный этой молодежью: то с микрофоном, то с гитарой. Чем он обязан такому вниманию?

Александр Кравцов владеет группой компаний "Руян", которой 18 лет. Сегодня "Руян" — это 30 бизнес-единиц. Поначалу предприятие занималось производством обувной косметики и средств от насекомых, создав такие марки, как "Твист", "Раптор", "Москитол" и другие. С 2005 года партнеры по этому бизнесу отделились от Кравцова, а он открыл новую нишу, объединив в одном бренде два рынка: туризм и сувенирную продукцию. Так появился зонтичный бренд "Экспедиция", на который сегодня работает треть компаний Кравцова, — самый прибыльный в его холдинге. "В ближайшее время нас также прославит новая марка "Наша Аляска", она не будет уступать по позициям "Экспедиции", — обещает предприниматель.

Для Руян-города в 2010 году искали площадь на Урале и Алтае, но в итоге выбрали обрыв над Обью в Кожевниковском районе Томской области. Проект создан Кравцовым совместно с несколькими партнерами, которых он не раскрывает. По стратегии, 10% годовой прибыли своего холдинга бизнесмен вкладывает в Руян. На данный момент вложил $ 3 млн. "У нас достаточно коммерческих проектов. Это — некоммерческий, духовный суперпроект", — заявляет он.

Офигенные игрушки

Бренд "Экспедиция" действительно позволяет заработать на новый населенный пункт. Рестораны "Экспедиция. Северная кухня" — одни из самых дорогих в стране. А на территории бывшего СНГ около 360 магазинов под фирменной оранжевой вывеской успешно продают втридорога самые обычные предметы в необычном оформлении — товар для турпоходов и сувенирные вещи для веселья.

"Сделать на Алтае бубен и сказать, что в него бьют шаманы, просто. А вот сделать "Бубен исполнения желаний" — непросто, — убеждает хозяин "Экспедиции". — Сшить в Сибири войлочные банные шапки и написать "Велика Сибирь" — просто. А сделать шапки, за которыми выстроятся очереди из Германии, — нет".

Вставляю: "Разве? Ведь только и нужно, что назвать предмет иначе и продать дороже".

"Так можно накрутить процентов 20, — азартно возражает Кравцов. — А мы ребята, высоко ценящие свое время. Мы меньше чем на 200% не накручиваем. Вот сейчас мы делали "Аптечку счастья". Делали полгода. Искали упаковку, торговое оборудование, выбирали наполнение аптечки, работали с ценообразованием, то есть продюсировали выпуск этого продукта. Создать продукт все равно что снять фильм. Нужны сценарий, режиссеры, актеры, стратегия продвижения... Это непросто".

По его мнению, именно поэтому дела с сувенирной продукцией в Алтайском крае обстоят не лучшим образом. Хотя у нас и много ремесленников, которые теоретически могли бы создать не худшую розницу, чем у российского миллионера.

"Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков, — цитирует Кравцов Владимира Высоцкого. — Есть одна индийская художница, которая делает украшения. Они распространяются по магазинам при этномузеях мира. Вот она в Индии выросла, а на Алтае таких пока не выросло... Продавать стандартные фигурки в аэропортах можно, но это очень маленький рывок. Нужно наращивать интеллектуальную собственность".

Рассказывает про одну сибирскую барахолку, где продавцы предлагают шапки из меха. "Я к ним подхожу и спрашиваю: "А почему вы не шьете игрушки из меха?" Они выпучивают глаза: "А вачем? Мы фапки фьем". Я говорю: "Вы идиоты! Вас тут тысяча человек, и вы конкурируете с одинаковыми шапками! Сшейте офигенные игрушки из меха!.." Смотрят в глубоком недоумении. И ничего не удается с ними сделать, понимаете?"

Сейчас в разделе эксклюзивных подарков интернет-магазина "Экспедиция" есть изделия из кости кита и... меховые шапки. Но сделанные не сибиряками. Среди них "зверошапка "Тигр" (искусственный мех, 2,5 тыс. рублей), "шлемы" "Полярник" и Arctic spirit (кожа, овчина, 5–7 тыс. рублей). По информации "Форбс", заказы на производство предприятие размещает в Юго-Восточной Азии.

До 40% выручки магазинов дают новинки. Но продюсирование товара Кравцова основано на поиске по всему свету уже готовых идей плюс изюминка, "прикол"; вовсе не на создании принципиально нового. Товары "Экспедиции" известны своим юмором и высокой ценой. Но горожан с деньгами легко соблазнить футболкой с надписью "Не вернемся в офис!", "Deadline is over!" или "Из князей в грязи" почти за 800 рублей. Этим постоянно занимаются основатель ГК "Руян" и его команда, продавая "отрыв" и образ "настоящей жизни".

В поиске вожаков

Приключение — это главный бренд бизнеса Кравцова, и настоящий логотип этого бизнеса он сам. Намеренно или нет, но именно отсюда его стоптанные ботинки и ролики о проектах, похожие на блокбастеры. Что же такой человек все-таки делает в Руян-городе? В общем-то, то же, что и всегда: продвигает. Только на этот раз не новый продукт, а свою идеологию ведения бизнеса. Периодически туда стекаются студенты и молодые предприниматели, чтобы принять участие в мастер-классах руководителя "Экспедиции" и других бывалых бизнесменов, представить собственные идеи и показать себя. А Кравцов смотрит на них и думает, в кого можно инвестировать.

"Допустим, вы из Барнаула, Кемерово или Новокузнецка, — говорит он. — И говорите: "Я открою в своем городе два-три магазина "Гамаюн" (один из брендов ГК "Руян", продает настольные и другие игры. — Прим. "ВД"). А мы бы сказали: "Отлично, давайте посмотрим на этого человека в деле в течение трех дней". И если 20–30 человек из нашего сообщества скажут: "Отличный человек, мы бы в него инвестировали!" — тогда вы бы нашли инвестиции и открыли в Кемерово эти магазины. Получили бы свой процент прибыли и всем бы было хорошо! Руян-город собирает именно таких людей".

Молодой предприниматель может и не разделять идеологию и вкусы главы "Экспедиции". Но желательно разделять. Во всяком случае "инакомыслящие" в его команде не останутся. Не останутся и те, кто хочет быть обычным наемным работником: нужны "самонаводящиеся ракеты". Кравцов постоянно в поиске таких. Например, на одном из форумов "АТР" он нашел барнаульскую девушку Марию Тибекину. Год она работала в PR-отделе его компании и издавала газету Руян-города. Но, по словам предпринимателя, ей нужно было постоянно говорить, что делать, а говорить было некогда и некому. Поэтому она уехала обратно в Барнаул.

Работа на Кравцова — сплошной экстрим и сверхзадачи, но сам он называет это полным раскрытием человеческого потенциала. Тот, кого такие условия устраивают, становится полноправным, а главное — страстным приверженцем команды. "Мы считаем, что большие системы неэффективны, а множество маленьких — да. В каждой нашей бизнес-единице от трех до 15 человек, у каждой есть первое лицо, которое отвечает за финансовый результат. Вот, например, Юрий Павленко — первое лицо молодого бренда "Экспетро", — Кравцов сгребает за плечи стоящего рядом молодого парня.

Тот спокойно улыбается и рассказывает, что "экспетро" — объединение слов "экспедиция" и "петрить" (понимать, разбираться). Под маркой продают антистрессовые игрушки. Этот бизнес развивается по франшизе, ему чуть больше двух лет. В прошлом году в России было примерно 40 магазинов, в этом стало 110... И т. д.

Бизнес по Кравцову — это сражение, авантюра, и далеко не в переносном смысле. Поэтому Руян-город существовал еще до закладки первого камня в Томской области. Поначалу в формате выездных корпоративов в подмосковный лагерь для лучших продавцов "Экспедиции", где эстафеты между продавцами чередовались с ужинами у костров и обсуждением бизнес-планов. Потом возникла "Академия предпринимательства "Экспедиция", и там примерно в том же формате могли пробовать свои силы молодые энтузиасты не из команды Кравцова. Теперь идея расширилась и оформилась в Руян-город.

Элита, вече, юрты

"Площадь для города мы купили около 60 га, — рассказывает главный "экспедитор". — Купили ровно столько, сколько можем эффективно освоить. Но у нас есть возможность купить 2–3 тыс. га, и если при расчетах мы определим, что сможем освоить их в течение 15 лет, то купим. Главное не в территории, а в трафике людей. Сегодня у нас трафик 500 человек в месяц. Вообще максимальная вместимость Руяна — 10 тыс. жителей. Мы планируем, что Руян станет туристической жемчужиной федерального масштаба. Собираемся в будние дни развивать деловой туризм (семинары и мастер-классы), в выходные — семейный экологичный отдых".

Планов у Александра Кравцова громадье: еще пять таких мест в России. Как заявлено на сайте сибирского Руяна, его предназначение — формировать новую элиту страны из всевозможных творцов и стать "домом для "апшифтера" — того, кто стремится не снизить свои потребности, а повысить их; не сбежать от реальности, а создать новую, лучшую реальность". То есть домом для "живых" (в интерпретации Кравцова, это те, кто что-то создает).

Некоторые уже на данном этапе проводят параллель между этим местом и форумом "Селигер". Однако Кравцов подчеркивает, что Руян полностью дистанцирован от политики и не принадлежит никакой из партий. В ответ на вопрос: "Неужели проект не пытались политизировать?" — Юрий Павленко с улыбкой отвечает, что они "умело уворачиваются".

Вообще же у действующей власти, вероятно, нет особых причин смотреть на Руян косо. Помимо свободного предпринимательства в его концепции важную роль играет все исконно русское, экология, здоровье. В городе для анализа годовых итогов собирается вече. А в "Академию предпринимательства "Экспедиция" могут попасть только люди традиционной сексуальной ориентации. Правда, пока главная проблема Руяна, несмотря на амбициозные планы, — недостаток постоянных жителей. Их всего несколько человек.

По словам Кравцова, если в ближайшее время в Руян удастся притянуть побольше "живых", то там дело пойдет быстро. Если нет, то сложно сказать, когда это место справится с очередной сверхзадачей, поставленной неуемным предпринимателем.

Строит бренды и храмы

Александр Кравцов родился в 1968 году в Салехарде (север Тюменской области). Окончил Институт нефти и газа имени И. М. Губкина, специальность "Полевая геология нефти и газа". В детстве хотел стать охотником-промысловиком. Создал компанию "Руян" в 1995 году, которая с 2003 года работает под брендом "Экспедиция". В ГК "Руян" сегодня входят: розничная сеть магазинов "Экспедиция", сети магазинов "Экспетро" и "1+1", рестораны "Экспедиция. Северная кухня" (Москва, Новосибирск, Минск, готовятся к открытию рестораны в Санкт-Петербурге и Лондоне), пикник-отель "Экспедиция" в Подмосковье, ряд бизнесов с партнерами. Кравцов был одним из организаторов и спонсоров строительства православного храма в Антарктиде (церковь Святой Троицы), построенного алтайскими строителями. Планирует создать храм и в сибирском Руяне. Написал книгу "Бизнес как экспедиция". Женат, воспитывает двоих детей.

Город-легенда

Наименование "Руян" пошло от названия острова в Балтийском море, который сегодня называется Рюгеном и является крупнейшим островом Германии. До XIII века он был заселен западными славянами, впоследствии передан местными князьями в немецкое владение. В начале XV века умерли последние руяне, говорившие по-славянски. Камень, заложенный в основу сибирского Руяна, Кравцов привез с Рюгена, с обрывистого мыса Аркон (где ранее находилось славянское святилище). Взамен там был оставлен камень с обрыва над Обью. Оба камня весят 46 кг.

Руян-вече — "объединение старших для решения вопросов" — собирается в Руяне каждый август.

В числе строений сибирского Руяна сегодня бревенчатая изба, несколько десятков палаток-чумов, несколько юрт, маяк и статуя Юрия Гагарина.