июнь 3, 2013
"Назрела необходимость поговорить обо всей истории захвата проектов нашей компании", — без обиняков начал пресс-конференцию, которая состоялась 29 мая, предприниматель Андрей Олишевский. Он рассказал, что в этом году судьба "Праздника сыра" пока неясна, но точно известно, что он пройдет под эгидой администрации края и без участия его фирмы "Алтайская ярмарка". Олишевский уже подал иск в суд по делу о нарушении авторских прав. Он говорит, что происходящее с "Праздником сыра" — лишь очередной шаг в захвате власти над сферой выставочной деятельности в регионе. Предприниматель также заявил, что в этом году ему снова не дают провести крупнейшую агропромышленную выставку в Сибири "Алтайская нива".
Андрей Олишевский
Олег Богданов
Учредитель "Алтайской ярмарки" сообщил, что в начале апреля алтайские компании начали получать приглашения на "Праздник сыра" в Новосибирск. Их звала начальник краевого управления пищевой и перерабатывающей промышленности Татьяна Зеленина.
Из ее письма ясно, что "сырный праздник" в этом году намерены провести одновременно в Алтайском крае и Новосибирске. При этом "площадками для проведения "сырных дней" в Барнауле станут два-три крупнейших торговых центра краевой столицы — "Марии Ра", "Бахетле" и др.". А в Новосибирске пройдет основное мероприятие — с мастер-классами поваров, дегустацией продукции и встречами представителей бизнеса. За организацию мероприятия в этом году взялась администрации края без согласования с "Алтайской ярмаркой". В управлении пищевой промышленности к моменту сдачи номера "Ваше дело" в печать не смогли прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Это не первый проект компании, инициативу проведения которого перехватывают чиновники. В 2012 году краевая администрация также самостоятельно взялась за организацию выставки "АлтайТур. АлтайКурорт". По словам Олишевского, ему тогда прямо сказали не участвовать в открытом конкурсе, если он не хочет иметь проблем с другими проектами. На это мероприятие у предпринимателя не было зарегистрированных прав, поэтому оспорить дело в суде он не мог. Но товарный знак "Праздник сыра" зарегистрирован. "В деловой среде это называется рейдерство, — комментирует Олишевский. — "" и "Праздник сыра" — это в чистом виде присвоение".
По словам Олишевского, проблемы с "АлтайТуром" начались после того, как предприниматель покритиковал ежегодное участие края в туристической выставке в Берлине. "Это нашло непонимание у вице-губернатора Михаила Щетинина. Потому что ему нужны политические дивиденды. И ему не важно, что наши компании не хотят туда ехать, а туристов оттуда не будет", — заявил Олишевский.
В 2012 году "Алтайская ярмарка" лишилась еще одного проекта — крупнейшей агропромышленной выставки в Сибири "Алтайская нива". За месяц до ее проведения Дворец зрелищ и спорта, где должно было пройти мероприятие, в одностороннем порядке расторг договор аренды. В качестве альтернативы администрация предложила другие площадки, но, по мнению Олишевского, они явно не подходили для мероприятия. В этом году "Алтайская нива" не состоится по тем же причинам. Администрация вместо нее намерена провести второй "День поля".
Одновременно с тем разбирательством Олишевский пытался согласовать строительство конгрессно-выставочного центра, для которого осенью 2012 года нашел инвестора (самому проекту около семи лет). Администрация отказала, объяснив это "нецелесообразностью" проекта в том месте, которое ранее сама несколько лет назад выделила под его реализацию.
Все происходящее руководитель "Алтайской ярмарки" объясняет тем, что краевая власть стремится взять под полный контроль выставочную деятельность в регионе, очевидно, считая эту сферу приоритетной для развития и поддержки.
Сегодня учредитель "Алтайской ярмарки" не берется говорить о будущем своего бизнеса без нескольких самых сильных проектов, на раскрутку которых он потратил последние несколько лет. "У нас остался еще ряд проектов, — говорит он. — Но это уже не та компания и не те выставки. Когда ты выходишь на татами, то не думаешь об исходе боя: твоя задача безупречно вести сам бой. Моя сегодняшняя стратегия — быть понятным и открытым в этой борьбе. Но чем закончится схватка, мне неведомо".
По словам Олишевского, на "Праздник сыра" тратилось не больше 22% денег из бюджета края. Также по его стратегии выставка "АлтайТур. АлтайКурорт" должна была по мере развития получать все меньше средств от края. Теперь "сырный праздник" целиком финансирует краевой бюджет, как и "АлтайТур", траты на который по стратегии развития туризма в крае растут.