Психологи считают, что в нарушениях на ЕГЭ виноваты не школьники, а взрослые

июнь 4, 2013

Школьники проносят телефоны на Единый государственный экзамен (ЕГЭ), покупают ответы в Интернете и выкладывают свои задания, потому что им позволяют это делать взрослые и условия организации госэкзамена, считают психологи, пишет РИА Новости.

В 2013 году основной период сдачи ЕГЭ проходит с 27 мая по 19 июня. Для участия в госэкзамене зарегистрировалось 816 тысяч человек, из них 750 тысяч выпускников этого года.

Сдача ЕГЭ проходит на фоне сообщений об очередных нарушениях. В первый же день испытаний, когда школьники сдавали первый обязательный экзамен — русский язык — в социальных сетях были размещены экзаменационные материалы. Эта же история повторилась и на следующих экзаменах.

Директор Института психолого-педагогических проблем детства Татьяна Волосовец считает, что в нарушениях на ЕГЭ виноваты не выпускники, а взрослые: "Здесь, наверное, есть какие-то серьезные вещи, которые нужно продумать и с которыми нужно поработать взрослым. Дети в данной ситуации не так виноваты, как взрослые, которые занимаются организацией экзамена".

Сегодня сдача ЕГЭ построена таким образом, что у детей появляется желание нарушить, считает она. По словам психолога, особенно склоны к нарушениям слабые ученики. "Такой мысли возникать не должно, а если будет лазейка, ребенок ее найдет и воспользуется", — предупреждает эксперт.

Во время сдачи госэкзамена должна быть обеспечена стопроцентная конфиденциальность, что никто не воспользуется тем, что выложено в интернете, считает Волосовец. "Как только мы даем ребенку понять, что откуда-то что-то утекло, что где-то кто-то информацию дал, сразу возникает соблазн", — отметила собеседница агентства.

Мнение о том, что должна совершенствоваться технология сдачи госэкзамена, разделяет и руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева. "Стремление к выходу за границы дозволенного у подростков присутствует, с этим сложно справиться", — считает она.

Нарушения связаны и с тем, что ЕГЭ еще остается относительно новым способом проверки знаний, а Интернет создает иллюзию анонимности, полагает Дозорцева. "Поэтому ребята, с одной стороны, не знают, действительно ли последуют какие-то санкции и чем это грозит, а с другой — выпускники полагают, что если они даже нарушат правила сдачи ЕГЭ, то до них наказание не дойдет", — отмечает эксперт.

По ее мнению, как только выпускники поймут, что санкции и наказания к нарушителям вполне реальны, возможно, нарушений станет меньше.

"В прошлом и позапрошлом году, когда обнаруживались какие-то нарушения, то санкции были, но потом их в некоторых случаях отменяли — жалко стало ребенка. Я сама знаю несколько таких случаев. Если сначала пригрозить выпускнику, что он не получит аттестат, а потом все-таки его выдать, то с нарушениями трудно бороться. Здесь нужна твердость и последовательность, жалко, конечно, этих выпускников, но у них будет возможность на следующий год", — резюмировала Дозорцева.