июнь 12, 2013
Характерной приметой первых месяцев 2013 года стала тенденция существенного преобладания темпов роста кредитования розницы над корпоративным сектором. Однако руководитель центра маркетинговой стратегии и исследований банка ВТБ24 не видит в этом серьезной проблемы. Он рассказал об этом, а также об основных тенденциях развития банковского рынка в 2013 году.
Рынок кредитных продуктов сегодня развивается достаточно динамично. Интересная тенденция первых месяцев 2013 года — темпы роста кредитования и роста привлечения средств населения по России в целом практически сравнялись. Банковская система становится более сбалансированной. Если для активов рост активности шел на протяжении ряда последних лет, то по пассивам это новый рыночный тренд. Таким образом, авторитет российской банковской системы продолжает расти.
Характерной приметой первых месяцев 2013 года стала тенденция существенного преобладания темпов роста кредитования розницы над корпоративным сектором (в два раза). При этом прогнозы по росту рынка корпоративного кредитования не очень оптимистичные — 10–12%. Но вы скажите такое какому-нибудь британцу — они до потолка будут прыгать. Потому что там 2% роста — это уже счастье. Мы привыкли изначально к другим темпам, но темп всегда нужно накладывать на базу. Иными словами, 10% роста в корпоративном кредитовании — это больше, чем 27% в рознице. И с ростом объемов темпы должны падать — это математический закон. Поэтому здесь можно говорить о завышенных ожиданиях. Корпоративному кредитованию расти сложнее, потому что здесь объем намного больше. Хотя, конечно, очевидно замедление российской экономики, и это будет сказываться на активности банков при кредитовании предприятий.
Хотя, например, кредитование населения по-прежнему развивается высокими темпами. Важным подкрепляющим фактором для роста потребительского кредитования становится рост оборотов розничной торговли в стране.
Благодаря наличию большого объема автомобилей у дилеров ведущих марок происходит и рост автокредитования. Сегодня автокредитование становится локомотивом продаж на кредитном рынке.
В части ипотечного кредитования также наблюдается существенный рост объемов продаж и портфеля. В среднем в розничном кредитном портфеле ВТБ24 в регионах около 30% приходится на ипотечное кредитование. На рынке жилищного строительства около 20% общего объема сделок происходит с использованием заемных средств. Но рынок ипотеки очень далек от насыщения, потенциал его по сравнению со странами Восточной Европы еще достаточно высок — там на ипотеку приходится около 70% объемов всего розничного кредитования.
Постепенно растет уровень финансовой грамотности населения в части понимания широких возможностей использования кредитных карт. Около 70% населения России имеют дебетовую зарплатную карту, но лишь 22% — кредитную. Широкие возможности этого удобного продукта пока не в полной мере оценены населением. Сегодня рынок кредитных карт — один из самых перспективных и новаторских, его потенциал еще предстоит раскрыть в полной мере. Пока гораздо более востребованным продуктом остаются кредиты наличными — в портфелях банков на их долю приходится около 50%.
В последние два года растет рынок кредитования малого и среднего бизнеса. Но темпы его роста ниже, чем темпы роста розницы. Сдерживающим фактором часто выступают некоторые административные ограничения.
Отмечу также особенность развития банковского рынка в Сибири. Так, для регионов СФО характерной чертой является закредитованность населения. Но высоким этот уровень является в сопоставлении с другими регионами страны. По сравнению с рынками Восточной Европы Сибирь идет практически на сопоставимом уровне. Но и Сибирь не так однородна. Наиболее закредитованными сегодня являются Новосибирская и Иркутская области, а также Алтайский край и Республика Бурятия. В этих регионах наблюдается определенный "перегрев рынка". Потенциал роста кредитования в этих регионах несколько ниже, чем в "умеренных" регионах, и конкурентная борьба в них идет скорее на уровне рефинансирования кредитов и качества сервиса. Но есть в "перегретых" регионах и позитивная сторона: это развитые рынки с высокой активностью населения, готовые к новым продуктам, услугам и подходам.