июнь 13, 2013
Сотни жителей барнаульского поселка Южный получили повестки в суд из-за долга за теплосчетчики, установленные фирмой "Тепловодприбор" еще в 2009 году. Суд для фирмы – последняя надежда получить деньги за выполненную работу.
Но многие из получивших иски людей иной раз и подходящих слов не находят – так они возмущены: мы же, говорят они, все оплатили управляющей компании МУП "Южком"! Если она наши деньги "зажилила", а потом и вовсе обанкротилась, при чем тут мы? Обе стороны считают себя обиженными.
Впрочем, все в этом деле перемешалось. Кто-то из жильцов и вправду не заплатил за счетчик никому. Но иски в суд подают и на тех, и на других.
Дело это, как ни крути, масштабное: в каждом из 10 исковых заявлений – под сотню ответчиков. Один дом – один иск.
– Я суду представила документы, что все оплатила, там это с воодушевлением восприняли и сказали не приходить из-за малой вместительности зала, – поясняет Людмила Анищенко.
В ее доме на Мусоргского, 20 теплосчетчик поставили в декабре 2009 года. Но сначала провели собрание, проголосовали за установку – все чин по чину. Ставить счетчик по договору с управляющей компанией МУП "Южком" взялся подрядчик "Тепловодприбор". Договор был для фирмы выгодный – "оприборили" в то время не один десяток домов на Южном. Не удивительно, что подрядчик пошел навстречу людям: дал рассрочку на три месяца.
– Я заплатил все сразу, кто-то рассчитывался до марта, кто-то, наверное, вообще не платил, – говорит председатель совета дома Владимир Сулимов.
Он рассуждает так: раз договор фирма заключила с управляющей компанией, требовать с жильцов деньги фирма не вправе. Тем более, деньги-то люди перечисляли МУПу.
– Вы видели наш договор? Мы не имели права заключать договор с какой-либо третьей организацией, работали только через управляющую компанию, – продолжает Сулимов. – Мы ей доверяли все операции. В договоре с "Тепловодприбором" подпись директора МУПа Калмыкова, печать. Он подписывал договор от нашего имени, а мы обязаны были ему предоставить деньги.
Куда дели деньги?
Однако же полного расчета в фирме так и не дождались: должок потянул аж на 2 млн. рублей. И рассрочка, которую фирма предоставила жильцам, вышла ей боком. Вскоре после установки счетчиков управляющая компания пошла на банкротство: уже в январе 2010-го здесь ввели наблюдение. Пока временный управляющий разбирался с бумагами, добросовестные жильцы продолжали платить на расчетный счет МУПа – он ведь оставался их управляющей компанией.
Видимо, где-то в это время деньги граждан и перестали приходить в "Тепловодприбор". В доме на Герцена, 8 об этом узнали еще два года назад.
– Счетчик стоил 136 тысяч рублей. Наш дом заплатил 116 тысяч, а в "Тепловодприбор" пришло только 50 тысяч. И кто теперь разберет, куда делись деньги? – разводит руками Вера Булейко из этого дома.
Впрочем, какие-то дома вообще отказались платить кому бы то ни было. Позже, уже на суде, люди заявили, что у них не провели собрание и, что называется, с какой стати. Не платили и привычные должники – их, как говорят в "Тепловодприборе", в каждом доме около 15%.
Летом 2010 года люди выбрали новую управляющую компанию – ООО "Южком". И хотя в нее перешел работать директор старой, о долге за счетчики как бы забыли.
– Новая управляющая компания не является правопреемником МУП "Южком", – поясняет Олег Запков, директор "Тепловодприбора".
В "Тепловодприборе" говорят, что собственники должны были дать новой управляющей компании поручение оплатить долг – сама же эта компания не вправе выставлять людям долг без их распоряжения. Но никто этого не сделал. И вот в начале 2013 года фирма обратилась в суд. Люди должны ей от 400 рублей до 1 тыс. с квартиры, в небольших домах – до 3 тыс.
Говорю с народом – многие в толк не могут взять: а где была фирма три года?
– Три года спокойно жили, на четвертый вылезает какой-то "Тепловодприбор", – сердится Владимир Сулимов.
А между тем все эти годы фирма пыталась решить вопрос с банкротящимся МУПом. Бесполезно. В 2010 году она подала заявление в суд с требованием включить ее в реестр кредиторов.
– Арбитражный суд отказался удовлетворить наши требования на том основании, что выгодоприобретателями, то есть собственниками приборов учета стали владельцы квартир, а не МУП "Южком", – поясняет Светлана Яковлева, замдиректора по правовым вопросам "Тепловодприбора".
В итоге пришлось обращаться к людям. Пару лет назад, как вспоминает Вера Булейко, из-за долга фирма вообще сняла счетчик с их дома, но после ее обращения в УБЭП его вернули. В 2011 и 2012 годах представители фирмы приезжали уже к жильцам некоторых домов на собрания и пытались убедить их заплатить.
– Но они отказывались платить. При этом счетчик у них стоит, и они требуют, чтобы он работал, – говорит Светлана Яковлева.
Как бы то ни было, в суд сегодня вызывают и тех, кто не платил никому, и тех, кто оплатил все в управляющую компанию, но числится должником.
– Есть люди, которые после первого заседания суда добровольно оплачивают долг в кассу нашей организации. Это стоит сделать всем. В иске указан контактный телефон. Если решение суда будет в нашу пользу, а люди не исполнят его в добровольном порядке, они понесут дополнительные расходы: приставы взыщут с них исполнительский сбор 500 рублей, – поясняет Светлана Николаевна.
Что делать второй группе людей? Неужели платить повторно? В "Тепловодприборе" считают: жильцы не контролировали работу своей управляющей компании и не отследили, чтобы деньги ушли по целевому назначению – подрядчику. Так что надо платить.
– Есть решение арбитражного суда, из которого следует, что взыскивать долг мы должны с собственников. Собственники добровольно оплатили установку приборов учета управляющей компании. Сегодня они имеют право выйти с иском в суд к МУП "Южком" о взыскании с этой организации сумм неосновательного обогащения, – пояснят Светлана Яковлева.
Правда, мнение Михаила Олейника, конкурсного управляющего банкротящегося МУПа, не внушает оптимизма: перспектив получить деньги от старого "Южкома", по его словам, у жильцов нет.
Суд пока не вынес ни одного решения по делу. В любом случае в "Тепловодприборе" намерены идти до победного конца и говорят, что судебная практика складывается в их пользу. С другой стороны, если за долги подрядчикам, которые наделала управляющая компания, будут расплачиваться жильцы, то зачем нам вообще этот институт?
Лучше всего включать в договор управления пункт о том, что выбор подрядных организаций и заключение с ними договоров, а также контроль за их деятельностью осуществляется с участием совета дома. Конечно, УК будут против, но согласно п. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления заключается на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Вот и нужно вносить в договор управления изменения и дополнения, которые бы давали собственникам возможность как участия в управлении домом, так и полного контроля за деятельностью УК, в том числе за расходованием денежных средств собственников.
30–50 тыс. руб. – такой штраф может быт наложен на должностное лицо (директора) управляющей организации за нарушение стандарта раскрытия информации, штраф на организацию 250–300 тыс. рублей.
Статьей 7.23.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации, установленных стандартом раскрытия информации, раскрытие информации не в полном объеме и предоставление недостоверной информации. Для привлечения виновной УК к ответственности нужно обратиться с письменным заявлением в Государственную инспекцию края, изложить суть нарушений и указать просьбу о привлечении к ответственности по ст. 7.23.1 КоАП РФ. Адрес: Барнаул, ул. Деповская, д. 7.
Директору управляющей компании из Свердловской области 6 июня суд назначил наказание в виде административного ареста на двое суток. Наказание назначено по ходатайству Госжилинспекции области в связи с тем, что директор злостно уклонялась от уплаты штрафа, наложенного на руководителя компании инспекцией за нарушение стандарта раскрытия информации. Суд принял во внимание то, что директор УК ранее привлекалась к административной ответственности, на неоднократные запросы инспекции она не отвечала, уклонялась от предоставления запрашиваемых документов и не являлась в надзорный орган для дачи пояснений.