Константин Емешин: "Бремя капремонта переложили на жильцов"

июль 2, 2013

Алтайское краевое Законодательное собрание 26 июня в окончательной редакции приняло закон, регулирующий правила реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов и работы регионального оператора (фонда) капремонта. Региональный оператор должен будет аккумулировать средства граждан на капремонт и полностью обеспечивать его проведение. На этой же сессии депутаты приняли Закон о муниципальном жилищном контроле.

О "подвод­ных камнях" новых законов рассуждает известный общественник, председатель ТСЖ "Красноармейский, 53".

Константин Емешин,
общественник, председатель ТСЖ "Красноармейский, 53":

Для ремонта жилья нужны средства, в десятки раз превосходящие суммы, которые сегодня тратятся из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. И государство нашло выход из ситуации, по сути, передав собственникам жилья бремя капитального ремонта. Конечно, это вызывает серьезное социальное напряжение. По сути дела, вводится новый жилищный налог. Сама концепция закона предполагает, что все будут платить фиксированную сумму: и получается, что жильцы новых домов, не нуждающихся в ремонте, будут платить за капремонт старых домов. Хорошо, что удалось вместе с ассоциацией ТСЖ отстоять право, что ТСЖ могут хранить платежи жильцов на капремонт не обязательно в фонде, а на специальном счете. Но главная проблема в том, что никто на сегодняшний день не знает, сколько и каких домов надо ремонтировать и сколько средств на это потребуется! И непонятно, исходя из чего определять минимальный размер фонда и взносов с собственников жилья. Жильцам предлагают собирать деньги на ремонт того, что "не знаю сколько стоит". Для Алтайского края без обследования домов прикинули оценочным методом, что нужно собирать примерно 23 рубля с квадратного метра. Но если такую сумму утвердить, жители выйдут на улицу. Тогда говорят: "Ну давайте возьмем по 6 рублей". Но на 6 рублей и за 30 лет капремонт не сделать. У нас в доме мы в этом году только для ремонта лифтов будем собирать по 2 рубля — это определили сами жильцы. А после принятия закона эту цифру будут устанавливать власти края.

В законе не прописан механизм оценки состояния домов. Мы в этом году проводили капитальный ремонт четырех лифтов — 42 тыс. рублей истратили только на их обследование, чтобы составить план и смету ремонта. Сама по себе экспертиза состояния крыш, фундамента, лифтов, подвалов, стен довольно-таки затратна. В законе идет речь о создании неких муниципальных комиссий, которые будут ходить и оценивать состояние домов и определять, нужен ли ремонт, — но это же должны делать специалисты, а не только чиновники и сами жильцы!

Еще одна важная проблема: федеральный закон предполагает, что мы создаем регионального оператора, он собирает деньги, накапливает их, может брать кредиты, и он же занимается распределением средств и капитальным ремонтом. Но нельзя в одной структуре совмещать функции финансового фонда и тех, кто расходует эти деньги! У нас уже были печальные примеры: создавали таким образом Пенсионный фонд — и под шумок возник частный "Сибсоцбанк", создавали дорожный фонд — успели создать "Алтайкапиталбанк". Закон о капремонте написан так, что ничто не мешает использовать деньги фонда и создать еще один какой-нибудь частный банк.

Поэтому оператор должен состоять из двух частей: финансовый фонд, аккумулирующий деньги, и оператор по капитальному ремонту, который будет заниматься строительными делами. А пока выходит так, что бюджет этого многомиллиардного фонда никто не будет ни контролировать, ни утверждать! Представители администрации края вроде бы пообещали развести эти функции на уровне устава фонда, но это нужно было делать на уровне закона, сразу.

Что касается закона о муниципальном жилищном контроле, то я считаю, что он с двойным дном. Этот закон — политическая реакция на бесконтрольность управляющих компаний. Но беспредел творят управляющие компании, зачастую вступившие в сговор с чиновниками. Муниципальный контроль — это поручение этим же чиновникам "крышевать" свои управляющие компании и создавать трудности конкурентам. Не надо ничего выдумывать — в Жилищном кодексе закреплено право контроля самих собственников жилья, нужно просто заниматься их просвещением и создавать условия для реализации тех норм, которые уже есть.