июль 8, 2013
Многие междугородние автобусы, выезжающие из Барнаула в города и села края, а также за пределы нашего региона, выглядят, мягко говоря, непрезентабельно. Это старые машины, часто отработавшие много лет на маршрутах в других странах. От идеала далеко не только техническое, но и санитарно-гигиеническое состояние таких междугородних автобусов. Почему же на дальние расстояния нас возит техника, зачастую хуже той, что используют автоперевозчики на внутригородских маршрутах?
Барнаульский автовокзал.
Михаил Хаустов
Техническое состояние транспортных средств, в том числе и автобусов, должно отвечать требованиям существующих стандартов и правил эксплуатации. В Госавтоинспекции нам рассказали, что на постоянной основе ведется проверка всех транспортных средств, в том числе и междугородних автобусов; УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю осуществляется контроль на линии. И если сотрудники Госавтоинспекции визуально обнаруживают технические неполадки, то принимаются определенные меры. В том числе и снятие номерных знаков до момента устранения неисправности.
Что касается автотранспортных предприятий, то их контролирует межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В компетенции управления находятся как вопросы выдачи, так и аннулирования действия лицензий на осуществление перевозок пассажиров.
Как сообщают в управлении Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи, "общее техническое состояние автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах можно оценить как хорошее", транспорт оборудован аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС; со всеми автотранспортными предприятиями заключены договоры об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа.
Я часто приезжаю в город в больницы, да и к детям на автобусах езжу. И раз на раз не приходится: то новый автобус, хороший, но бывает, что к платформе колымага какая-то причаливает, а на соседней площадке люди садятся в новенький. И обидно даже, что те поедут комфортно, а у тебя все кости перемнутся, перебьются. Да и живым бы доехать.
Я тоже имею водительский стаж. На грузовых машинах в свое время ездила и чувствую, как ведет себя иной раз автобус: еле едет, а об обгонах и речи нет.
Но вот что хорошо со старыми старых автобусами: там в дороге не включают ролики с песнями бывших заключенных – телевизоров просто нет.
Из личного опыта: лучше приложить усилий, взять свежее транспортное средство, чем мучится со старым. Новая машина — есть новая машина. Старый автобус через 5-6 лет уже начинает естественным путем ломаться: то одно, то другое. Ведь для автобуса пробег в 5 лет — это уже много. Я прошел это на собственной шкуре. Уж лучше взять кредит и работать на новой машине, чем мучиться со старым транспортным средством.
Пассажиры внешне ветхих автобусов и газелей обычно стараются утешить себя тем, что это всего лишь мучение на несколько часов и главное – доехать, а остальное уже не столь важно. Ну, и, разумеется, многие говорят о том, что в подобном транспорте холодной сибирской зимой очень тепло. У печки. Первым двум рядам.
Людям приходится ездить на чадящих мастодонтах, когда под ногами через прорехи в полу мелькает асфальт, а из потолка торчат неведомые провода. Кажется, что в этом случае даже и не важно, насколько чист автобус, в котором ты едешь. Лишь бы доехал вообще. Но чистота автотранспорта – тоже достаточно больная тема.
В Роспотребнадзоре заверили, что раз в три года проводятся плановые проверки автотранспортных предприятий на соответствие основным санитарным нормам и правилам. Но постоянного контроля не осуществляется – все остается на совести перевозчиков.
Как можно заметить, совесть многих совершено нечиста. Возвращаются из отпусков в родной город загоревшие под жгучим солнцем, счастливые граждане в белых штанах и рубашках. Радость многих заканчивается в тот момент, когда в автобусе пассажиры покрываются слоем комкообразной пыли. Причем эта беда не только наших, алтайских автобусов, но и тех, что едут к нам, например, из Новосибирска.
Я недавно ехал в Яровое. Автобус был большой и хороший. Только вот в середине пути я понял, что сижу на рыбных костях и на чём-то сладком. И видимо, не один я так уже проехал. А кости эти там лежат уже очень давно. И это не смешно.
Сейчас направляюсь в Чарышское и, судя по внешнему виду того автобуса, на котором я поеду, отмываться мне придется долго.
Безусловно, вопрос чистоты в транспорте касается и пассажиров: жвачки, фантики от конфет, хлебные крошки не автоперевозчик по салону раскидывает. Но уборка в салоне – ответственность водителя. К сожалению, забота о чистоте для многих ограничивается наклейкой надписи: "Ешьте бананы вместе с кожурой".
Транспорт может быть немолодым, но в хорошем состоянии. Процентов на 90 все зависит от водителя. И если в автобусе грязно, то это вина не столько хозяина, сколько водитель. На междугородних рейсах водитель закреплен за транспортным средством, потому должен за ним следить.
Я заметил, что если у водителя чисто в автобусе, то и техническое состояние у машины будет всегда исправно.
На свое предприятие я не беру кого попало. У нас все слажено и основано на доверии. Я, как руководитель, не слежу досконально за каждым. Но все мы знаем, что если едешь в рейс, то машина должна быть в идеальном состоянии не только в техническом плане, но и в плане гигиены.
Так и получается, что некоторые подходят к чистоте в транспортном средстве с ответственностью, а некоторые стараются только перед запланированной проверкой. Краевой центр гигиены и эпидемиологии советует пассажирам жаловаться на санитарно-гигиеническое состояние автобусов и газелей в соответствующие инстанции. Нельзя оставлять это дело без внимания.
При не соответствии требованиям, предъявляемых к автотранспортным предприятиям, лицензии на перевозки могут быть аннулированы в принудительном порядке.
Управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи сообщает, что по решению суда, на основании заявления Управления, на данный момент была аннулирована одна лицензия. В настоящее время готовится ещё одно заявление в суд на аннулирование разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Так же в добровольном порядке из 6400 выданных разрешений Управлением, в настоящее время аннулировано 1258 разрешений. Всю информация о выданных и аннулированных разрешениях .
Пассажиры имеют право (и более того – должны) жаловаться на нерадивых автоперевозчиков в соответствующие инстанции. Только так можно повлиять на ситуацию, и не быть засыпанным грязью, пылью и ржавчиной.