Как пассажирам "победить" грязь в междугородних автобусах?

июль 8, 2013

Многие междугородние автобусы, выезжающие из Барнаула в города и села края, а также за пределы нашего региона, выглядят, мягко говоря, непрезентабельно. Это старые машины, часто отработавшие много лет на маршрутах в других странах. От идеала далеко не только техническое, но и санитарно-гигиеническое состояние таких междугородних автобусов. Почему же на дальние расстояния нас возит техника, зачастую хуже той, что используют автоперевозчики на внутригородских маршрутах?

Барнаульский автовокзал.
Михаил Хаустов

Как должно быть по закону

Техническое состояние транспортных средств, в том числе и автобусов, должно отвечать требованиям существующих стандартов и правил эксплуатации. В Госавтоинспекции нам рассказали, что на постоянной основе ведется проверка всех транспортных средств, в том числе и междугородних автобусов; УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю осуществляется контроль на линии. И если сотрудники Госавтоинспекции визуально обнаруживают технические неполадки, то принимаются определенные меры. В том числе и снятие номерных знаков до момента устранения неисправности.

Что касается автотранспортных предприятий, то их контролирует межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В компетенции управления находятся как вопросы выдачи, так и аннулирования действия лицензий на осуществление перевозок пассажиров.

Как сообщают в управлении Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи, "общее техническое состояние автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах можно оценить как хорошее", транспорт оборудован аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС; со всеми автотранспортными предприятиями заключены договоры об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа.

Мнения

Татьяна Шибанина,
пассажир междугороднего автобуса:

Я часто приезжаю в город в больницы, да и к детям на автобусах езжу. И раз на раз не приходится: то новый автобус, хороший, но бывает, что к платформе колымага какая-то причаливает, а на соседней площадке люди садятся в новенький. И обидно даже, что те поедут комфортно, а у тебя все кости перемнутся, перебьются. Да и живым бы доехать.

Я тоже имею водительский стаж. На грузовых машинах в свое время ездила и чувствую, как ведет себя иной раз автобус: еле едет, а об обгонах и речи нет.

Но вот что хорошо со старыми старых автобусами: там в дороге не включают ролики с песнями бывших заключенных – телевизоров просто нет.

Алексей Лобасов,
индивидуальный предприниматель, руководитель автотранспортного предприятия:

Из личного опыта: лучше приложить усилий, взять свежее транспортное средство, чем мучится со старым. Новая машина — есть новая машина. Старый автобус через 5-6 лет уже начинает естественным путем ломаться: то одно, то другое. Ведь для автобуса пробег в 5 лет — это уже много. Я прошел это на собственной шкуре. Уж лучше взять кредит и работать на новой машине, чем мучиться со старым транспортным средством.

Грязное дело

Пассажиры внешне ветхих автобусов и газелей обычно стараются утешить себя тем, что это всего лишь мучение на несколько часов и главное – доехать, а остальное уже не столь важно. Ну, и, разумеется, многие говорят о том, что в подобном транспорте холодной сибирской зимой очень тепло. У печки. Первым двум рядам.

Людям приходится ездить на чадящих мастодонтах, когда под ногами через прорехи в полу мелькает асфальт, а из потолка торчат неведомые провода. Кажется, что в этом случае даже и не важно, насколько чист автобус, в котором ты едешь. Лишь бы доехал вообще. Но чистота автотранспорта – тоже достаточно больная тема.

В Роспотребнадзоре заверили, что раз в три года проводятся плановые проверки автотранспортных предприятий на соответствие основным санитарным нормам и правилам. Но постоянного контроля не осуществляется – все остается на совести перевозчиков.

Как можно заметить, совесть многих совершено нечиста. Возвращаются из отпусков в родной город загоревшие под жгучим солнцем, счастливые граждане в белых штанах и рубашках. Радость многих заканчивается в тот момент, когда в автобусе пассажиры покрываются слоем комкообразной пыли. Причем эта беда не только наших, алтайских автобусов, но и тех, что едут к нам, например, из Новосибирска.

Сергей Лукьянов,
турист:

Я недавно ехал в Яровое. Автобус был большой и хороший. Только вот в середине пути я понял, что сижу на рыбных костях и на чём-то сладком. И видимо, не один я так уже проехал. А кости эти там лежат уже очень давно. И это не смешно.

Сейчас направляюсь в Чарышское и, судя по внешнему виду того автобуса, на котором я поеду, отмываться мне придется долго.

Безусловно, вопрос чистоты в транспорте касается и пассажиров: жвачки, фантики от конфет, хлебные крошки не автоперевозчик по салону раскидывает. Но уборка в салоне – ответственность водителя. К сожалению, забота о чистоте для многих ограничивается наклейкой надписи: "Ешьте бананы вместе с кожурой".

Комментарий

Алексей Лобасов,
индивидуальный предприниматель, руководитель автотранспортного предприятия:

Транспорт может быть немолодым, но в хорошем состоянии. Процентов на 90 все зависит от водителя. И если в автобусе грязно, то это вина не столько хозяина, сколько водитель. На междугородних рейсах водитель закреплен за транспортным средством, потому должен за ним следить.

Я заметил, что если у водителя чисто в автобусе, то и техническое состояние у машины будет всегда исправно.

На свое предприятие я не беру кого попало. У нас все слажено и основано на доверии. Я, как руководитель, не слежу досконально за каждым. Но все мы знаем, что если едешь в рейс, то машина должна быть в идеальном состоянии не только в техническом плане, но и в плане гигиены.

Так и получается, что некоторые подходят к чистоте в транспортном средстве с ответственностью, а некоторые стараются только перед запланированной проверкой. Краевой центр гигиены и эпидемиологии советует пассажирам жаловаться на санитарно-гигиеническое состояние автобусов и газелей в соответствующие инстанции. Нельзя оставлять это дело без внимания.

Перевозить нельзя аннулировать

При не соответствии требованиям, предъявляемых к автотранспортным предприятиям, лицензии на перевозки могут быть аннулированы в принудительном порядке.

Управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи сообщает, что по решению суда, на основании заявления Управления, на данный момент была аннулирована одна лицензия. В настоящее время готовится ещё одно заявление в суд на аннулирование разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Так же в добровольном порядке из 6400 выданных разрешений Управлением, в настоящее время аннулировано 1258 разрешений. Всю информация о выданных и аннулированных разрешениях .

Пассажиры имеют право (и более того – должны) жаловаться на нерадивых автоперевозчиков в соответствующие инстанции. Только так можно повлиять на ситуацию, и не быть засыпанным грязью, пылью и ржавчиной.