Генпрокуратура нашла многочисленные нарушения на водном транспорте

июль 10, 2013

Генпрокуратура Российской Федерации в ходе проверки, проведенной совместно с транспортными прокурорами установила, что в организациях и на предприятиях внутреннего водного транспорта судовладельцами допускаются систематические нарушения законодательства о безопасности плавания, не соблюдаются требования о подготовке судов к плаванию, их поддержании в технически исправном состоянии, оснащенности спасательными средствами. При этом Росморречфлотом не создана эффективная система контроля за соблюдением требований, регламентирующих вопросы безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, - говорится в релизе ведомства.

Функции по осуществлению контроля за безопасностью судоходства, ранее осуществлявшиеся Ространснадзором и его территориальными органами, с августа-2012 возложены на капитанов бассейнов внутренних водных путей, возглавляющих инспекции государственного портового контроля, находящиеся в ведении Росморречфлота.

Вместе с тем с момента начала их работы капитанами бассейнов не составлено ни одного протокола об административном правонарушении в сфере внутреннего водного транспорта; должностные лица ограничиваются ишь выдачей предписаний.

Это стало возможным вследствие того, что Росморречфлотом не определены администраторы поступления доходов и соответствующие реквизиты для перечисления наложенных штрафов, что привело к невозможности практической реализации капитанами бассейнов полномочий по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют также о том, что деятельность подведомственных Росморречфлоту учреждений не отвечает предъявляемым требованиям.

Так, бассейновыми органами на внутреннем водном транспорте ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации работы аттестационных и квалификационных комиссий по дипломированию лиц командного состава, аттестации на право занятия должностей ответственных за обеспечение безопасности судоходства. Проведение квалификационных испытаний филиалами комиссий создает условия для признания дипломов и квалификационных свидетельств недействительными, поскольку производятся неуполномоченными лицами.

В частности, томский транспортный прокурор по фактам выдачи Томским и Колпашевским филиалами ФБУ "Администрация Обского бассейна" дипломов помощников капитанов и механиков лицам, не имеющим начального или дополнительного профессионального образования, направил в суд исковые заявления о признании их действий незаконными. По 5 исковым заявлениям судом приняты решения об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Зачастую проверки теоретических знаний и практических навыков судовождения проводятся формально, допускаются факты превышения предоставленных им полномочий. Так, службой дипломирования и паспортно-визового режима ФБУ "Администрация Обского бассейна" выданы квалификационные свидетельства о соответствии должностям плавсостава на основании подложных документов о профессиональном образовании без проверки их подлинности. В связи с этим по материалам проверки Омского транспортного прокурора Омским ЛУ МВД на транспорте в апреле – мае 2013 г. возбуждены и расследуются уголовные дела по ст. 327 УК РФ (подделка документов).

По итогам проверки руководителю Росморречфлота внесено представление об устранении нарушений законодательства при осуществлении полномочий по государственному управлению на внутреннем водном транспорте.

Вопросы организации надзора за соблюдением требований безопасности судоходства находятся на контроле в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и транспортных прокуроров, - подчеркнули в ведомствве.