Евгений Бедарев рассказал о работе "Почты России" в Алтайском крае

июль 16, 2013

В России 12 июля работники федерального предприятия "Почта России" отмечали профессиональный праздник. Накануне свое первое интервью дал Евгений Бедарев, руководитель алтайского филиала "Почты России".

Евгений Бедарев, руководитель алтайского филиала "Почты России".
Олег Богданов

— Евгений Георгиевич, представители банковской сферы и операторы сотовой связи всегда охотно рассказывают об удобствах своих клиентских офисов и о том, какие услуги они там предлагают. Можете рассказать, что собой сейчас представляют наиболее передовой почтамт и самое простое отделение почты где-то в глубинке Алтайского края?

— Сегодня в структуру алтайского филиала "Почты России" входит 1051 отделение почтовой связи (ОПС), которое предоставляет населению более 80 различных видов услуг. В числе передовых почтамтов могу отметить Поспелихинский, Каменский, Барнаульский, которые стабильно выполняют планы по доходам по всем направлениям деятельности. Допустим, план доходов Поспелихинского почтамта в 2012 году составлял более 100 млн. рублей. По итогам года коллективу почтамта удалось выполнить его на 97,5%.

В последние годы филиал активно модернизирует ОПС в городах и районах. На сегодняшний день на 63 объектах уже прошла реконструкция. Сегодня там отработан корпоративный стиль, начиная от ручки на входной двери и заканчивая необходимым техническим обеспечением для работы операторов и обслуживания клиентов. Если в сельском отделении есть канал связи, то там обязательно стоит компьютер. Мы предоставляем там и интернет-услуги. Если связи нет, то оператор или начальник отделения связи вручную заполняет квитанции, то есть работает, как говорится, по старинке.

Отмечу важный момент: в сельской местности помещения почты зачастую не являются нашими, не принадлежат "Почте России". Многие мы арендуем у частных собственников, или нам их предоставляют сельские и районные администрации. На некоторые объекты право собственности в официальном порядке вообще ни за кем не закреплено, поэтому понятно, что по своему состоянию такие помещения значительно отличаются. И вложить серьезные деньги в их реконструкцию мы не можем — это не федеральная собственность.

Однако есть общее направление развития "Почты России". И независимо от того, где оно реализуется — в маленьком селе, в райцентре или городе, мы все равно ведем одну четкую линию.

— В прошлом году исполнилось 10 лет с того момента, как была объявлена масштабная реформа почтовой службы в России. Как эти процессы отразились на местном филиале "Почте России" с точки зрения экономической эффективности?

— Экономическая эффективность изменяется волей времени. И сегодня вы видите совершенно другую "Почту России". Когда начиналась реформа, центральный аппарат предприятия объединил под свое руководство все региональные УФПС. До этого они все были разрозненны и напрямую подчинялись профильному министерству. После реформы была разработана общая концепция развития предприятия, создан устав, подготовлены единые программы обучения и регламентирующие документы, которые определяют именно общую политику "Почты России" на территории страны. Разработаны единый корпоративный стиль и форма одежды операторов. Соответственно, это дает определенную привлекательность нашему предприятию, и отсюда складывается экономическая составляющая. Так, по итогам 2012 года финансовый результат составил 95%. И эту планку мы держим не один год подряд.

К сожалению, на данный момент она пока не в полной мере нас устраивает, потому что экономика "Почты России" во многом складывается из тарифов на услуги, которые мы оказываем и которые нам устанавливает государство. С одной стороны, можно понять, что малоимущее население не может обслуживаться по тарифам современности. Но следует еще учитывать и то, что протяженность почтовых маршрутов Алтайского края больше длины экватора земного шара, то есть мы ежедневно огибаем планету! Теперь умножайте количество этих километров на стоимость литра бензина. Плюс масса других обязательных затрат. Нам бы хотелось, чтобы все эти моменты учитывались и сопоставлялись. И "Почте России", например, предоставлялись субсидии из федерального или регионального бюджета. Сейчас такого фонда нет. Отсюда и низкие зарплаты работников почты. Но нам, как предприятию, достойно дающему пользу государству и обществу, тоже хочется выглядеть достойно и чтобы наши сотрудники получали хорошую зарплату.

Пенсии в приоритете

— Какие услуги "Почты России" являются убыточными?

— Сегодня ни для кого не секрет, что падает подписка на периодические издания. Нам приходится прилагать неимоверные усилия для того, чтобы удержать подписку на том уровне и соотношении цена-объем, которые устраивали бы редакции газет и журналов. Поэтому порой приходится довольно жестко ставить руководителям почтамтов задачи, но все же стараемся соблюдать в этом меру.

— С точки зрения доходности какие услуги в приоритете местного филиала "Почты России"?

— В первую очередь это выплата пенсий и денежные переводы. В настоящее время услугами филиала пользуются более 390 тыс. пенсионеров и 800 тыс. получателей социальных выплат. Филиалом заключены договоры, которые позволяют доставлять и выплачивать различные социальные и пенсионные выплаты на всей территории края. По итогам 2012 года произведено 11,9 млн. выплат пенсий и пособий. А вот коммуналка, к сожалению, в последнее время "упала".

— "Почта России" в Алтайском крае закрывает отдаленные отделения связи именно с целью оптимизации расходов?

— У нас была отдельная программа сокращения издержек, и оптимизация прошла пока только по почтамтам. Когда я вступил в должность, в крае было 23 почтамта, сейчас их 14, и еще есть автобаза связи. Что касается отделений связи, то за восемь лет моего руководства филиалом мы не закрыли еще ни одного отделения почтовой связи именно с целью сокращения расходов. Закрылись отделения там, где мы, например, по разным объективным причинам лишились арендуемых помещений. Но взамен мы открыли несколько маршрутов передвижных отделений почтовой связи, которые оказывают весь спектр услуг в труднодоступных пунктах районов края: Михайловском, Кулундинском, Егорьевском, Змеиногорском, Рубцовском и Тогульском.

Работал оператором

— Руководитель дирекции маркетинга "Почты России" Александр Соколоверов заявил журналистам, что недавно лично сам поработал почтальоном. А как вы контролируете ситуацию в отделениях связи?

— У нас все руководство управлений и ФГУП "Почта России" периодически выезжает для "рядовой" работы в другие регионы. Я так побывал в Новосибирске, Томске, Республике Алтай. Я работал и оператором связи, и почтальоном. Могу вам сказать, что это полезно, потому что изнутри начинаешь видеть, изучать и решать многие проблемы. Например, как лучше вести себя операторам, когда в отделении есть очереди и люди нервные, так как все спешат по своим делам.

Конечно, велением волшебной палочки мы все проблемы не решим. Но минувшие 10 лет показали, что мы идем по правильному пути. Единственно, нам нужно дать дополнительные возможности — оборотных средств нам не хватает. Поэтому хотелось бы, чтобы на федеральном уровне была принята концепция развития и поддержки "Почты России".

— Об этом сейчас активно говорят именно на федеральном уровне. И даже называется сумма возможной поддержки — свыше 500 млрд. рублей.

— Говорят об этом в течение пяти лет. Как и об акционировании "Почты России". Но пока это остается только на словах.

— Еще обсуждалась тема создания на базе федерального предприятия финансово-кредитного учреждения. По-вашему, "Почта России" когда-нибудь станет банком?

— Мировой опыт показывает, что это возможно. Ведь наше предприятие имеет в стране самую разветвленную структуру, какой нет ни у одного банка. И если к этому вопросу подойти правильно, создать банк вполне реально. Но сначала федеральному центру необходимо наделить "Почту России" имуществом на праве собственности, чтобы были финансовые гарантии.

"У нас завалов нет"

— "Почту России" часто критикуют за низкую скорость доставки. Для вас скорость доставки — это проблема?

— Согласно постановлению правительства контрольные сроки доставки корреспонденции от Барнаула до любого районного центра составляют два дня, не считая дня приема; от райцентра до любого населенного пункта — три дня. Но у нас есть проблемы с доставкой почты из других регионов. Это происходит не только по вине почтовых работников, но и из-за нарушений во взаимодействии со смежными транспортными организациями: авиа­ционный и железнодорожный транспорт не всегда нам предоставляют место под наш груз. К тому же следует учитывать, что в Москву из Алтайского края ходит всего два почтовых вагона: скорый и простой. Это тоже сказывается.

— Развитие интернет-торговли стало проблемой для "Почты России"?

— На данный момент в стране работают два основных сортировочных центра — в Санкт-Петербурге и Москве. А услугами интернет-магазинов пользуются миллионы людей. Таможенное законодательство никто не отменял — товар должен пройти растаможку. Но таможня не всегда успевает. И бывает так, как получилось в Москве, когда на складах "Почты России" скопились тысячи посылок. Кого называли виноватым? Почту. Почту тогда не критиковал только ленивый. В настоящее время "Почта России" и ФТС реформируют систему обработки международных отправлений. ММПО будут открыты в Москве, Новосибирске, Казани и Сочи. Думаю, это снимет напряжение. Что касается Алтайского края, то у нас завалов нет, мы все оперативно отрабатываем.

— Евгений Георгиевич, вы считаете частные службы доставки конкурентами "Почты России"?

— В любой работе есть свои минусы. Сегодня на рынке Алтайского края работает негосударственная почтовая компания, которая обрабатывает заказные письма, судебную корреспонденцию и т. д. К сожалению, мы столкнулись с такими моментами, когда пачки их корреспонденции лежат на подоконниках или возле почтовых ящиков. Просто люди в этой компании работают временно и им не особо принципиально, донесли они письмо до адреса или нет. Но качество услуг, предоставляемых этой фирмой, автоматически проецируется на нас. Нам несколько раз приходилось доказывать, что данная "работа" была сделана не нами.

О чем еще рассказал собеседник

О торговле

— По объемам торговли мы не можем, конечно, конкурировать с супермаркетами. Наш конек в торговом направлении — это сельские отделения связи. Зачастую бывает так, что это отделение — единственная торговая точка в населенном пункте, так как коммерсанту везти товар в глубинку невыгодно. Мы же везем туда почту и параллельно, например, продукты питания. Какой это дает доход? Выручка от торговли в одном отделении составляет около 30–40 тыс. рублей в месяц. Минусуем налоги и другие расходы. Получается, что если взять пять-шесть отделений связи, то по рентабельности выходим "в ноль". Но именно мы даем людям то, что им не дают коммерсанты.

Об авиаперевозках почты

— Раньше было так: каждая авиакомпания имела обязательство взять на борт определенный объем почтового груза. Сейчас же "Почта России" должна оплачивать перевозку этого груза. Я считаю, что если государство предоставляет авиакомпаниям лицензию на работу и право на использование воздушного пространства, то какие-то приоритеты оно должно устанавливать и для их партнеров. Если у нас в регионе работают три-четыре авиакомпании, то определенный объем почтового груза они, я считаю, должны перевозить.

О слиянии с "Горным"

— В рамках оптимизации "Почты России" маленькие филиалы присоединяют к крупным. Дошла очередь и до Алтая. В Республике Алтай всего лишь 96 отделений связи. Слияние почтовых служб Алтайского края и Республики Алтай уже фактически произошло. С мая этого года мы изучаем там положение дел, смотрим, с какими проблемами нам придется столкнуться. В первую очередь, конечно, это расстояния. По территории обслуживания мы станем, как Франция.

Досье

Евгений Георгиевич Бедарев родился 1 июня 1960 года. Имеет три высших образования, кандидат экономических наук ("Экономика отраслей"). В области почтовой связи работает более 30 лет. Трудовую деятельность начал электромонтером связи Барнаульской телефонной станции, работал начальником Барнаульского почтамта. В мае 2005 года возглавил один из крупнейших филиалов ФГУП "Почта России" — УФПС Алтайского края. В 2008 году приказом министра связи РФ за особые заслуги в развитии почтовой отрасли Евгению Бедареву было присвоено почетное звание "Мастер связи".

Является руководителем координационного Совета охотников и рыболовов Сибири по Алтайскому краю, председателем Федерации стендовой стрельбы Алтайского края Стрелкового союза России.Член регионального политического совета партии "Единая Россия".

Женат, воспитывает трех детей.

Справка

В состав УФПС Алтайского края входят 14 почтамтов и автобаза. Услуги почтовой связи предоставляет 1051 отделение, из них в сельской местности находятся 886, в городской — 165. В крае действуют 423 почтовых маршрута общей протяженностью более 78,6 тыс. км. На балансе предприятия числятся 389 единиц транспорта. Ежедневный пробег почтовых автомобилей составляет свыше 41,1 тыс. км, и более 35,3 тыс. км ежедневно проходят почтальоны, чтобы доставить корреспонденцию.

Фактическая численность сотрудников алтайского филиала "Почты России" составляет 7514 человек, из них почтальонов — 3282 человека.