июль 22, 2013
Недавно моя приятельница из Москвы побывала в родном алтайском селе. При всей любви к родине она была шокирована дорогами в районе: "В Москве ежегодно меняют даже хороший асфальт. Здесь дорог, похоже, не будет никогда. Где справедливость?"
Понятно, что сравнивать столицу и алтайский райцентр некорректно. Доходная часть бюджета среднего района на Алтае в буквальном смысле в семь тысяч раз меньше московской. Поэтому местные власти в любом селе или городе традиционно имеют универсальный ответ на любую критику: "Нет средств!" И их можно понять. Вот представьте, что ребенок просит вас купить слона, но не зарабатываете вы пока на слона. Так и здесь: денег в местных бюджетах ни на слонов, ни на дороги действительно нет. Или почти нет.
По идее решением должен был стать дорожный фонд, в который идут наши транспортные налоги и акцизы с каждого литра бензина. В 2012 году таким образом с автовладельцев в крае собрали почти 1,2 млрд. рублей. Подвох в том, что только 5% дорожного фонда может идти на муниципальные дороги при условии софинансирования, остальное идет на межпоселковые. Вот и получается, что, например, барнаульцы, от которых в дорожный фонд поступает примерно 450 млн. рублей, этих денег в виде городских дорог потом не ощутят.
Это как раз пример того, что количество денег не всегда ведет к качеству дорог. Барнаулец Евгений Смирнов, который только что вернулся с ретроралли "Пекин – Париж", уверяет: качество дорог в российских регионах примерно одинаково (за исключением той же Москвы) и не зависит от благосостояния территории. В той же Европе, по которой проехал Смирнов, на дороги тратят не больше: разница исключительно в эффективности расходования средств.
Кажется, в этом случае остается только один путь – скидываться на дороги и контролировать процесс строительства самим. Примеры на отечественных просторах уже есть. Так, в деревне в Кировской области пару лет назад местные жители скинулись по тысяче рублей, предприниматели оказали спонсорскую помощь. В итоге деревня получила асфальтовое покрытие, которое там ждали почти 40 лет.
Для подобных добровольных взносов есть специальный термин – "самообложение". Отдельные экономисты даже считают, что самообложение – самый быстрый путь к тому самому гражданскому обществу. Якобы гражданин и общество начинают понимать, что они платят деньги государству и имеют право спрашивать за их расходование. А власть в лице конкретных глав поселений осознает, что она получает деньги не просто из бюджета, а в конечном итоге от граждан.
В принципе в таком случае я готов сделать шаг к гражданскому обществу и перейти к самообложению. Но пусть мне тогда вернут уплаченные мной транспортные налоги и акцизы. По моим расчетам, в год эта сумма составляет примерно 9 тысяч рублей (езжу я немного). Но пока эти деньги, увы, работают не на автовладельцев, а на подрядчиков и посредников, занятых в строительстве дорог.