Made in China. Переживут ли китайские автобусы барнаульскую зиму?

ноябрь 15, 2006

Как известно, в этом году в Барнауле часть пассажирских "Газелей" была заменена китайскими автобусами. Осенью в редакцию "МЭ" поступило большое количество звонков от читателей с просьбами разузнать, как новый вид транспорта готов к грядущей зиме. Народ заставляет волноваться мысль, что Китай- это чуть ли тропическая страна и, следовательно, там делают очень "теплолюбивую" технику. В связи с этим не останемся ли мы в минус тридцать вообще без транспорта? В этих слухах попытался разобраться наш корреспондент.

Сейчас по городским маршрутам Барнаула и Новоалтайска ходит 166 автобусов китайского производства.

- О китайских производителях нельзя судить стереотипно, - говорит Леонид Новиков, заместитель генерального директора по развитию компании "Ремметалл", занимающейся продажей в Барнауле. - Одни производят очень качественный товар, другие - наоборот. Соответственно, и автобусы получаются разные. Чтобы адаптировать "китайцев" к сибирским условиям, нужно внести в их конструкцию немало изменений.

Перевозкой пассажиров на китайских автобусах занимается фирма "Автострада" во главе с Анатолием Псарёвым. Именно они летом этого года выиграли конкурс автоперевозчиков, объявленный мэрией Барнаула. Для перевозки пассажиров "Автострада" предложила непривычные для краевой столицы китайские автобусы. Заметим, ГИБДД Алтайского края поначалу ставить на учёт эти автобусы отказалась (часть автобусов до сих пор стоит на учёте в Горно-Алтайске. - Прим. ред.). Многие удивлялись другой странности: проверенных годами автоперевозчиков внезапно потеснила ООО "Автострада", которая была создана накануне конкурса. Спектр высказанных мнений по этому поводу был широк: от подозрений мэрии Барнаула в лоббировании интересов определённых коммерческих структур до признания результатов конкурса закономерными и объективными.

- С точки зрения безопасности китайские автобусы наиболее надёжные, - говорит Олег Юдин, заместитель председателя комитета по транспорту и связи администрации Барнаула. - Здесь двери открывает сам водитель, чего не скажешь о "Газели" - пассажиры выскакивают чуть ли не ходу прямо на проезжей части, что заканчивается трагически. Ещё одно преимущество автобусов - в них можно стоять в полный рост (впрочем, не всем - человеку с ростом выше 185 см это сделать крайне затруднительно. - Прим. ред.). Да и вместимость китайских автобусов больше, чем у "Газелей".

- Как житель города, я ничего не имею против замены "Газелей" автобусами, так как необходимо разгрузить основные транспортные магистрали города. Но то, как это было сделано... - вздыхает Александр Ушаков, директор лизинговой компании "Алтай-Лизинг", занимающейся автокредитованием предпринимателей. - Идёт передел рынка, и грамотные люди это прекрасно понимают. Зачем нужно было устраивать такую "китайскую революцию"? Мы ещё посмотрим - смогут ли эти автобусы выдержать зиму.

- Насколько надёжными окажутся китайские автобусы, покажет время,- вторит ему Александр Перепелица, заместитель руководителя Управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Видимо, что-то настораживает и автоперевозчиков в сложившейся ситуации. По словам Геннадия Рузанова, зампредседателя общественной палаты Алтайского края, в ближайшее время в городе начнётся замена дешёвых китайских автобусов на современные двухдверные "Форды" и "Мерседесы".

Как говорит Олег Юдин, сейчас по нескольким городским маршрутам ездит около десятка этих автобусов.

По словам Анатолия Псарёва, предпринимателям, работающим на "Автостраду", никто не запрещает покупать дорогие "Форды". На маршрутах города уже ездят два таких микроавтобуса.

- Сейчас некоторые перевозчики начали по лизингу приобретать фордовские автобусы, - подтвердил Александр Ушаков, директор компании "Алтай-Лизинг", - "Газели" стоимостью около 300 тысяч рублей мы начинаем менять на крутые автобусы, цена которых около миллиона рублей…

Какова же стоимость "китайцев", бороздящих просторы города, исполнительный директор "Автострады" Анатолий Псарёв нам так и не сказал. Хотя, по некоторым источникам, цена подержанных машин этих марок невелика - около 5 тысяч долларов.

Учитывая стоимость "Фордов", нетрудно догадаться, что их число в ближайшее время не превзойдёт то количество китайских автобусов, которое сейчас обслуживает пассажиро­поток.

Слабые стороны китайских автобусов

Холод

Китайские автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров в Китае, не оснащены эффективной системой обогрева салона.

- Мы утеплили салон несколькими слоями специального утеплителя, - утверждает Анатолий Псарёв, исполнительный директор фирмы "Автострада", занимающейся перевозкой пассажиров на китайских автобусах. - А для хорошей работы двигателя нужно лишь качественное топливо и масло.

По словам Леонида Новикова, зам. генерального директора по развитию фирмы "Ремметалл", автобусы китайского производства фирмы Higer, продажей которых они занимаются (несколько из них куплены "частниками" и скоро выйдут на маршруты - Прим. ред.), пришлось доводить до ума, чтобы адаптировать к российским условиям. Китайская фирма переделывала конструкцию автобусов в соответствии с предписаниями действующих в России европейских требований и отечественных ГОСТ к автобусам. Автобус фирмы Higer проходил доводные работы и сертификационные испытания на ФГУП НИЦИАМТ (автополигон в Московской области) под непосредственным руководством эксперта Евгения Житинского - завсектором испытаний автобусов Научно-исследовательского центра и доводки автомототехники.

- Мы сделали пол с тройной теплошумоизоляцией, - говорит Леонид Новиков, - установили мощный дополнительный автономный отопитель, который включается в зимнее время для обогрева салона и двигателя. Надеемся, что результаты зимней эксплуатации окажутся удовлетворительными.

Токсичность

Часто в некоторых китайских автобусах чувствуется неприятный запах. Происходит это из-за несовершенства конструкции: негерметичный салон, неправильный угол среза выхлопной трубы, не соответствующие нормам потоки вентиляции, отсутствие уплотнителя на форточках и т. д. Лишь с октября этого года на российской таможне стали следить, чтобы ввозимые иномарки соответствовали экологическому стандарту "Евро-2".

- Наши китайские автобусы отвечают всем экологическим нормам, требуемыем стандартом "Евро-2", - уверяет Анатолий Псарёв, директор "Автострады", - на них даже есть соответствующая бирка.

- Основной поток китайских автобусов поставлялся к нам весной и летом этого года, - говорит Сергей Ясонов, директор таможенного центра. - Тогда экологический стандарт "Евро-2" не был обязательным условием. Поэтому сомневаюсь, что все китайские автобусы, перевозящие пассажиров Барнаула, действительно соответствуют экологическим нормам.

- Одно время в Барнауле появлялись корейские автобусы б/у, - рассуждает Леонид Новиков, - их привозили сюда уже после 400-600 тысяч километров пробега. Но там-то они ездили по хорошим дорогам. Поэтому здесь через 50-100 тысяч км начинается беспросветный ремонт, вкладывать деньги в который просто бессмысленно.

Тормоза

В среде автолюбителей бытует легенда, что у "китайцев" примитивная система тормозов.

- Тормозная система китайских автобусов не имеет АБС - антибклокировочной системы, - говорит Олег Бычков, директор ООО "Автомиг", занимающийся перевозкой пассажиров на "Газелях".

- На автобусах установлена пневматическая тормозная система, - парирует Анатолий Псарёв, директор ООО "Автострада". - Она устанавливается на ЗИЛы, КамАЗы, большие импортные автобусы. На маленьких "Газелях" стоит гидравлическая система. Всё зависит от конструкции автомобиля. Пневматическая система более надёжна.

По словам Леонида Новикова, зам генерального директора "Ремметалла", когда они доводили до ума китайские автобусы, пришлось очень серьёзно поработать над тормозной системой.