август 6, 2013
Редактор журнала "Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре" рассказал о том, почему Российская Федерация — не федерация, почему российский федерализм спит, и что будет, когда он проснется.
Российская Федерация перестала быть федерацией во всем, кроме названия, она не функционирует как федеративное государство. Что же нас заставляет так двусмысленно себя вести? Назвали бы себя унитарной сверхдемократической республикой.
Федерация предполагает рассеивание власти, создание нескольких властных центров, конкурирующих между собой. Мы же остаемся федерацией лишь де-юре и не отказываемся от наименования, потому что она используется у нас не для рассредоточения власти, а для других целей и задач, которые не позволяют привести в соответствие букву закона с жизнью.
В США, первой классической федерации современности, федерализм возник как система самоограничения элит. Базовые принципы, на которые опирались отцы-основатели США, — два уровня власти, каждый со своей компетенцией, при этом ни один из них не может упразднить другой; федеральный центр говорит со штатами на равных, независимый суд занимается разрешением противоречий, граждане выбирают власть обоих уровней и могут апеллировать к каждому уровню в случае нарушения их прав; и вся эта система закреплена в Конституции. Федерация — такой механизм, где постоянно торгуются между собой элиты центра и элиты регионов. Торг идет, как правило, за ресурсы и обставлен определенными правилами: если торг не регламентирован, под вопрос может быть поставлен сам факт существования федерации. Самый яркий пример — СССР на заключительном этапе существования. Итогом торга должно стать рассредоточение власти, а условием — разнообразие общества, в котором реализуется федеративная идея. Федерализм требует конкуренции, которую российский авторитаризм не любит.
Федерализм — подпорка политических систем, ориентированных на защиту прав различных меньшинств, и тесно связан с демократией. Он "прописан" сложносоставным обществам как способ снятия "комплекса меньшинства", которые составляют весомую долю граждан. Это и есть причина его появления в СССР и сохранения в нынешней России. 20% населения, приходящегося на этнические меньшинства, — главная гарантия сохранения федерализма, пусть и в "замороженном" виде: федерализм как бы есть и в то же время его нет, он "лежит в холодильнике" и ждет своего часа, когда начнет "оттаивать".
В итоге мы получаем "спящий институт" — не мертвый, но пока и не работающий. Рано или поздно он обязательно проснется — но вот как он будет при этом себя вести? Надо быть готовым к весьма неожиданным последствиям. Ничего хорошего не будет, потому что пробуждение федерализма при ослаблении авторитарной политической системы будут сопровождать негативные условия, когда нет нормальных политических партий, независимого суда, гражданского общества, свободной прессы, конкурентных политиков. На первый план в случае нового раунда федеративного торга выйдут политические фигуры, не умеющие работать по демократическим правилам. Это означает, что страна окажется перед опасностью нерегламентированного торга, где в схватке за ресурсы сойдутся коалиции, ориентированные на свои частные интересы. Конечно, ничего хорошего Российской Федерации это сулить не может.
Так, может быть, нам лучше упразднить федерализм, пока он не "проснулся" и не дестабилизировал всю систему? Но дилеммы "упразднять или совершенствовать" на самом деле нет, потому что нет выбора. Страна слишком разнообразна и централизоваться дальше не может.
С отходом в небытие традиционных колониальных империй федерализм превратился в единственное политическое средство, позволяющее легально, без применения силы приобретать новые территории. Если вы — государство-правопреемник "великой империи", рассчитывающее на реинтеграцию в той или иной форме, желающее влиять на процессы в ближнем зарубежье, у вас нет другого выхода, кроме как оставаться федерацией. Вы должны постоянно презентовать свою страну как открытый союз, в который может вступить любой желающий. РФ — по закону открытый союз и теоретически может расширяться до бесконечности за счет любых государств мира. Так демократическая в своей основе идея федерализма используется как инструмент виртуальной имперской экспансии.