август 21, 2013
Надежда Скалон.
Анна Зайкова
Никогда, наверное, за время моей работы в газете мои собеседники не поднимали так часто эту тему, как в этом году. Нет, я не тянула их за язык и не просила наговорить гадостей о нашем мироустройстве – боже упаси. Об этом они заговаривали сами. Наболело.
"Мы посылаем отчеты в одиннадцать организаций от Москвы до местных ведомств. Кому-то они нужны, но кто-то в них даже не заглядывает"... "Значительную часть времени ученых в России съедает чудовищная и бессмысленная отчетность"...
В сущности, на любой окрик сверху: "Навести порядок в..", – система реагирует однотипно – ростом документооборота.
Вузы, наука, школа – везде об одном: хороший работник не тот, кто хорошо преподает или делает открытия, а тот, который хорошо сдает отчеты. Российский врач тратит на выписку рецептов и справок и написание отчетности 65–70% времени, приводит данные газета "Ведомости". И как тут радоваться вложенным в здравоохранение миллиардам? Лечит-то врач. А лечить-то врачу некогда.
В Институте проблем правоприменения в конце 2012 года опубликовали доклад о правоохранительных органах России. Что конкретно хотели реформировать инициаторы, дело поистине загадочное: сегодня, после этой реформы, на руководителя отдела участковых уполномоченных приходится в среднем три отчета в рабочий день.
Собственно, начальнику тоже не до правопорядка. "Каждое содержательное действие – от опроса свидетеля до получения талонов на бензин для служебной поездки требует оформления десятков бумаг и создания нескольких копий с каждой из них для размещения в разных файлах отчетности", – констатируют авторы доклада. При этом, считают они, любые собранные данные превращаются в предмет манипуляции, если не фальсификации. А, стало быть, и смысла в этих отчетах нет.
Тем, что в госструктурах тратят впустую время и силы на заполнение строчек и граф, которые включают в отчеты вышестоящие чиновники (и дальше по иерархии), наверное, мало кого удивишь. Однако послушаем представителей бизнеса.
"В связи с улучшением делового климата в предпринимательстве не успеваем готовить бумаги, поэтому в хозяйстве работает два бухгалтера на 30 работников", – рассказывает фермер. "Чтобы соответствовать требованиям, мы приняли дополнительно двух человек", – сокрушается представитель энергетической отрасли.
Впору всерьез ставить вопрос: "А когда ж страна начнет производительно работать?"