август 24, 2013
Американские химики пошли наперекор нефтяникам и создали революционный вид полимеров, способных восстанавливаться при разрушении и износе и даже увеличивать свою прочность.
Автомобили в Барнауле.
Михаил Хаустов
Иными словами, у них получилось "вечное" масло, предназначенное для в ДВС.
Нам удалось показать, что разрушающие силы можно направить и в иное русло, заставляя их восстанавливать материал.
Группа ученых экспериментировала с полимерами из класса дибромциклопропанов (ДБЦ), отдельные части которых включают углеводородное кольцо из трех звеньев и два атома брома. Само по себе оно не представляет интереса, однако при сочетании с другим полимером – полибутадиеном – начинают происходить любопытные вещи.
Например, при температурной обработке или механическом воздействии кольца в мономерах ДБЦ начинают разрушаться, образуя свободные радикалы. Эти "хвосты" благодаря присутствию брома легко присоединяются к одному из двух атомов углерода в центре звеньев полибутадиена. Однако для этого необходимо, чтобы молекулы разных полимеров были равномерно распределены по всей толще материала.
Крейг и его коллеги проверили свое детище на прочность, облучив небольшое количество жидкого полимера при помощи ультразвука. Как они и ожидали, смесь из ДБЦ и полибутадиена не только не разрушилась, но и стала прочнее, превратившись в гель. Затем полученное "желе" поместили в шприц для выдавливания пластика и выдавили его в форму, в результате оно затвердело и стало твердой массой.
По мнению разработчиков, революционную технологию можно будет использовать для производства "вечных" масел и деталей для техники, когда им удастся решить проблему низкой скорости самовосстановления полимера.