Денис Ракша: "Российскому предпринимателю нужно всегда быть готовым к кризису"

сентябрь 4, 2013

В Барнауле состоится цикл деловых площадок "Бизнес в стиле Fresh" — серия мероприятий, проводимых в течение года "Сибирской консалтинговой группой" при информационной поддержке нашего издания. Первая площадка пройдет уже в сентябре. Одним из спикеров выступит известный российский экономист и аналитик Денис Ракша. Накануне он рассказал о психологии предпринимателя в период спада экономики.

Денис Ракша,
экономист:

Предприниматели — народ активный и любопытный. Как кошки. Но если с кошками все понятно — им нужен "Вискас", то с предпринимателями все сложнее: им нужно гораздо больше.

Предпринимателям нужно знать — и непременно точно, — что будет через неделю, месяц и год. Предпринимателям нужна ясность с рынком и покупательной способностью населения. Вообще, всегда и везде предпринимателей волнуют довольно простые и понятные вещи: стоимость денег и уровень издержек, цена рабочей силы и тарифы на электроэнергию, налоговая и неналоговая нагрузка и степень административного давления. Что же меняется для нас в кризис?

Разница между тем, как одни и те же вопросы волнуют нас, предпринимателей, в разные времена — в период роста экономики и в период ее кризиса, — состоит в том, что, когда все растет, ты растешь вместе со всеми. Единственное, что от тебя требуется, — не совершать явных ошибок. Тогда ты вырастешь вместе с рынком. Твоя прибыль будет зависеть от того, насколько грамотно ты управляешь своим бизнесом — кто-то лучше, кто-то хуже. Но на многое можно закрыть глаза только потому, что бизнес все равно растет. А растущий бизнес многие ошибки управления позволяет рассматривать как несущественные. Главное — не отставать от рынка, а лучше расти быстрее него. Это психология пузыря. Мы все к ней привыкли.

Другое дело, когда рынок расти перестает: замирает, стоит, падает… Весь опыт, приобретенный в период роста, оказывается неприменимым. И даже опыт предшествующих кризисов не всегда помогает. Предпринимателю приходится решать новую задачу. И если в период роста главными были темпы роста, то в период кризиса главными становятся издержки, на которые раньше никто не обращал внимания. А издержки — это управление. То есть нам нужно учиться управлять по-новому. Технически это возможно. Психологически — невероятно трудно. Нужно забыть о своих удачах, победах и достижениях периода роста и снова идти в первый класс — учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал, сами знаете кто. Причем учиться приходится без отрыва от производства.

А тут еще одна напасть: смена поколений. Сейчас те, кто начинал в восьмидесятые и девяностые годы, постарели, устали и уже думают о том, как и кому будут передавать бизнес. А если пока еще не думают, то скоро задумаются. И так задача непростая, а на фоне затяжного кризиса и вовсе головоломка. И тоже связана с управленческими технологиями.

Но и это еще не все: Россия вступила в ВТО, и это создает и много проблем, и много возможностей. Наших прежних знаний и опыта не хватает для того, чтобы справиться с ними. Как и зачем заниматься стандартизацией? Как выходить на внешние рынки? Даже как получать государственную поддержку — все это новые темы. Все они важны для предпринимателей. Никто их за нас не освоит — не надейтесь, все придется делать самим.

Есть и еще одна проблема: что делать с успехом? Она, конечно, не у всех возникает, но если уж появляется, то ее нужно решать. Потому что это ведь очень важно — что дальше? Или зачем это все, если денег уже хватает. И эта проблема совсем не легче, чем другие.

В кризис все чувства обостряются, а вопросы становятся более актуальными. В кризис рисковать страшно, и ставки растут. В кризис одно неосторожное решение может угробить бизнес, а может вывести в чемпионы. Японские самураи всегда готовы к смерти, а российскому предпринимателю нужно всегда быть готовым к кризису.