Команда "Дети лейтенанта Шмидта": взгляд из Барнаула

сентябрь 14, 2013

Все, кто смотрел эфиры Высшей лиги КВН в 1998 году, наизусть знают сочетание - "Дети лейтенанта Шмидта", город Томск". Но большая часть команды вышла из легендарного барнаульского шоу-театра "Калейдоскоп", расцвет которого пришелся на середину 1990-х годов.

Как составные части команды достигали единого видения и стиля? Что думают о команде в Барнауле сейчас? Мы решили спросить у участников команды и у тех, кто наблюдал со стороны.

Взгляд изнутри

- В 1998 году у команды "Дети лейтенанта Шмидта" было несколько режиссеров, художественный руководитель, авторская группа. Как строилось взаимодействие всех этих составляющих?

Виталий Гасаев: Изначально был один режиссер – Александр Иванович Полетаев. Очень много режиссировали сами авторы, которые просили шутку подавать именно так и не иначе. А третий режиссер – это коллективная режиссура… И я помню, как по началу многие обижались на замечания. Я хотел быстрее отказаться от этих обид, потому что я понимал, что со стороны виднее. И, если бы моим соплеменникам по игре было все равно, они бы мне не делали замечания.

Александр Федоров: Там была целая команда режиссеров по большому счету. Были и некоторые спорные моменты. В любом коллективе, особенно когда коллектив состоит из личностей, это неизбежно.

Александр Полетаев: Дело в том, что в Высшей лиге КВН телевизионную картинку определяют Александр Васильевич Масляков и Светлана Маслякова. Если же говорить о команде, тут нет режиссера в большом смысле этого слова, скорее постановка и отбор литературного материала. Да, есть элементы режиссуры – создание образа, отбор визуальный. Драматургические куски делали томичи, а тут, в Барнауле, мы отрабатывали музыкальные номера. И капитан команды - тоже своего рода режиссер, у него определенное видение.

- Можно ли сказать, что кто-то один определял стиль команды в 1998 году? Как по-вашему, изменился ли стиль команды после первого триумфального сезона?

Дмитрий Никулин: Это было коллективное творчество. Общий вкус, общий интерес это определял.

А.Ф.: Постановка – коллективно. А по авторам тут больше Григорий Малыгин работал, контактировал.

Если изменения и произошли, то только из-за того, что с авторской группой сложнее стало. На первый год авторы накопили достаточно серьезный материал за долгие годы. И он был израсходован за первый сезон. Там были больше авторские проблемы, чем актерские.

Инесса Лихенко (актриса "Калейдоскопа"): Прежде всего, внешний стиль команды определил один человек – Ирина Полетаева. Она придумала стиль одежды, который стал яркой визитной карточкой. На одежде очень много игралось – эти универсальные шапки, шарфики и жилетки творили чудеса, без реквизита актеры работали. А общий стиль команды, на мой взгляд, определял первоначально Александр Полетаев. Он давал генеральную идею, которую начинали обрабатывать.

А.П.: В конечном итоге картинку определял Александр Масляков и Светлана Маслякова, режиссер телевизионного КВН. Им помогали редакторы, Михаил Марфин и Андрей Чивурин, которые выбирали из кучи предложенного материала то, что им нужно было.

В общем, было три составляющих – авторская группа, Гриша и я.

В.Г.: Все эти три режиссера друг друга дополняли, друг друга слушали.

Барнаульские зрители в 1998 году ревностно отнеслись к тому, что команда приписана к Томску. Барнаульской части команды не раз приходилось "объясняться" в эфире и на страницах газет. А сейчас можно ли сказать, что "Дети лейтенанта Шмидта" в городе "свои"?

И.Л.: Я не думаю, что они оправдывались в интервью. Тут была подспудная обида на местные власти. Поэтому и подчеркивалось – "ребята, вы имели шанс, вы этим не воспользовались". Потому что сначала обращались и к барнаульским и к алтайским властям, ведь большая часть команды была из Барнаула, и было обидно, что в нас не поверили. А томский губернатор знал и "Люкс", и "Калейдоскоп" и сказал: "Я поддержу". Рискнул и оказался прав.

А.Ф.: Команда в Барнауле практически не появлялась и не выступала тогда, в конце 1990-х, потому что было очень много гастролей. Тем не менее, в 1998 году в городе воспринимали успех как свой. На гастролях всегда говорили, что мы команда Сибири, а не Томска и не Барнаула. Так оно и вышло, потому что актеры и авторы со всей Сибири.

Д.Н.: Во всех городах Сибири прекрасно понимают, что мы - сибирская команда.

А.П.: Да, конечно, команда сейчас своя, родная. Одно дело то время, когда действительно благодаря Томску команда попала в эфир "Первого канала". Естественно, что творческие силы были положены с нашей стороны, но если бы не Томск, не пробиться бы было в Высшую лигу. Элементарно мы бы никуда не уехали. Спонсоров не было. У нас были болельщики, которые каждый январь ездили на фестиваль КВН в Сочи просто так, посмотреть, и они говорили: "Ребята, вы должны туда податься". Но мы не могли просто приехать потусоваться, как сейчас многие команды делают. В то время это было равноценно поражению. Мы - лидеры, у нас столько поклонников, мы не могли приехать и сказать: "Знаете, мы никуда не прошли". Нужно было ехать и возвращаться с победой.

В.Г.: Те, кто всю нашу подноготную знал, прекрасно знали, кто из Барнаула, кто из Томска. Хотя у меня был случай - на рынке Докучаево продавцы удивлялись, как я из Томска, и здесь оказался. Это те, кто нашу команду узнал только из "волшебного ящика". А вообще Томск выделил деньги на эту авантюру, когда мы поехали в Сочи. Кто знал, что мы сразу попадем в Вышку?

И когда мы выиграли в сезоне 1998 года у НГУ, в Утешительной игре, нас – "Калейдоскоп" – пригласила выступать какая-то фирма. Один из директоров фирмы подошел и спрашивает: "Сколько надо денег, чтобы после названия команды было Томск-Барнаул?" Григорий Малыгин был не против, но в Томске категорически не захотели делиться славой с другим городом. Томск изначально более прогрессивный, у них как-то больше гордости за свой город. Может, поэтому там было проще найти спонсоров, чем у нас?

- После финала власти обратили внимание на коллектив, на "Калейдоскоп"?

А.П.: Они сразу сказали - что ж вы не были такие настойчивые и не убедили нас. Вполне возможно, что благодаря этому опыту команды уже после нас попадали в Сочи и сейчас едут, и им находят деньги.

И.Л.: А нас власти никогда не жаловали. У нас в крае замечательно поддерживается фольклор, народное творчество. Но плоховато обстоит дело с театром, эстрадой. Свежие новаторские идеи не приветствуются в принципе.

Насколько я знаю, в 90-х "Калейдоскоп" участвовал в организации праздников.

И.Л.: У нас в крае много ещё зависит от чиновника. В 90-е у нас были хорошие отношения с администрацией. Потом кто-то сказал, что "Калейдоскопа" стало много. Сейчас востребован наш организационный потенциал – мы организуем краевые фестивали студенческого творчества "Феста", по результатам которого формируется делегация на "Российскую студенческую весну".

- Повлияла ли совместная работа "Люкса" и "Калейдоскопа" в проекте команды КВН на стиль театра "Калейдоскоп"? Что вы вынесли из такого плотного сотрудничества?

А.Ф.: Это неизбежно. Любое общение, любая совместная работа приводит к взаимному влиянию, как людей и коллективов. Просто смотришь, как люди держатся на сцене, как они играют, какие актерские приемы применяют - по-моему, это постоянный процесс у актера.

И.Л.: А мне кажется, это ни в коей мере не повлияло на стиль театра. Зато создание команды очень сильно повлияло на жизнь театра "Калейдоскоп". Потому что в те времена театр просто загнулся. И, как всегда в русских селениях, его вынесли на своих плечах женщины. Помню прекрасный концерт, где работали девочки и Альберт Штребель, который одновременно был актёром и звукооператором. Все считают, что театр "Калейдоскоп" – мужской, ан нет, был год, когда он был чисто женским. Да, не хватало мужской руки, мы что-то пытались своими женскими куриными мозгами сделать, бывал и откровенный бред. Но некоторые номера живут до сих пор.

Нам приходилось выходить на сцену и доказывать, что мы - театр "Калейдоскоп". Как нам сказали в Омске, - "О, мумии в Калейдоскопе заговорили". Ведь на фестивалях мы всегда были декорациями.

- Когда ещё в 1996 году было решено организовать совместную команду для участия в КВН-Сибирь, каково было ваше мнение тогда, что ждало коллектив?

И.Л.: Планов-то было громадье и энтузиазм был большой, по крайней мере, у меня лично, и не замечала обратного оттока в другой части нашего театра. Объединить два таких потенциала, песенный и игровой, на мой взгляд, - хорошая идея, тем более что изначально планировались полные составы. Мы в КВН-Сибири первый сезон играли, там была визитка волшебная, где на сцене только девушки и Гриша.

Женская часть участвовала и в мозговых штурмах, и училась играть в разминку. Помню, как нас разбили на две команды и Полетаев нас тренировал. В "Калейдоскопе" вообще принцип мозгового штурма в написании. Человек может просидеть молча весь вечер, потом ляпнуть одно слово – и понеслось.

Когда ребята решили пойти в телевизионную лигу, мы поддерживали, держали кулаки, сидели перед ТВ и очень переживали.

- В интервью конца 90-х участники команды говорили о том, что участие в КВН – это осознанный выбор для рекламы и расширения гастрольных маршрутов. Затем коллектив работал и со спектаклями и с эстрадными программами, но зачастую до сих пор зритель идёт на легенду КВН. Сейчас, смотря назад, как вы считаете, участие в КВН сослужило хорошую службу? Было оправдано?

А.Ф.: Это же работа была, а работа для того, чтобы деньги заработать. Деньги были заработаны. В 1998-99 годах добились того, чего хотелось. Потом в череде гастролей немного было упущен, на мой взгляд, какой-то новый коллективный проект.

Я-то вообще присутствовал в начале команды, стал чемпионом, полгода поездил и выпал из процесса на 10 лет. Я сделал выбор в пользу семьи, театра, Барнаула.

И.Л.: Во мне до сих пор обида говорит. Для творческой стороны не знаю, для денежной – оправдано. Был лидер, но не было единения у команды.

На мой взгляд, это было осознанное коммерческое объединение, никакой ставки на творчество там не было. Кто-то горел душой, а кто-то использовал это все только для своих целей.

А.П.: С точки зрения того, что стали известными и расширили аудиторию, – это да.

В.Г.: Да тут даже и думать не надо – естественно оправдано. Благодаря телепрограмме КВН мы объездили всю страну, мы показали свое творчество, можно сказать, всему миру. Единственное, я помню, как команда КВН ДГУ к нам подошла и сказала: "Не повторяйте наших ошибок, делайте свой проект". А все ждали, что скажет Григорий, он определял политику коллектива. Но Гриша сказал: "Я буду работать только с теми, кто переедет в Москву".

Д.Н.: Да. В КВНе мы свое сделали. А то, что касается концертов, то КВНа там была одна десятая часть, а все остальное - СТЭМовские, вокальные вещи, то, что не проходило по формату в КВН.

- Какие из номеров и выступлений команды "Дети лейтенанта Шмидта" проходят вашу внутреннюю цензуру, а какие – нет?

А.Ф.: Да, мне кажется, все выступления. Я, честно говоря, когда делал тот самый выбор, не особо стал смотреть игры, которые были после. Как-то не хотелось. Где я участвовал, на мой взгляд, все соответствовало принципам - и театральность и музыкальность. Например, в 2006 году в Юрмале было вполне достойное выступление, по-моему, специально недооцененное и целенаправленно представленное в невыгодном свете.

А.П.: Иногда была снижена планка. Есть такая слабость в этом жанре, начинается большая работа. И частота выхода в эфир с новой программой за короткий промежуток времени всегда приводит к тому, что сначала показывается все хорошее, а потом уже уровень снижается.

В.Г.: Я понимал, что в 2000 году не имело смысла идти в сезон. Все очень устали в 1998 году - и авторы устали, и мы устали от года непрерывных гастролей - вроде должны были соскучиться по большой игре, по выходу на сцену. Стыдно было за состояние духовное, душевное. Командный дух стал испаряться.

И.Л.: За те номера, которые они делали, мне не стыдно. Это проходило цензуру, это делалось здесь, мы все помогали мозговым штурмом. У ребят внутренний ценз такой, что они не допустили бы чего-то такого. Это жанр, который играет на грани красиво - у них это было. Если бы этого не было, они бы не добились того, чего они добились. Другое дело, что мне обидно, что некоторые номера пошли в эфир в урезанном состоянии в силу КВНовской специфики. Конкурс "На дальней станции сойду" был гораздо больше по формату, "Макарена" та же – кусочек из большого номера.

А есть такие номера, которые до сих пор никто не переплюнет.

- Если пофантазировать и представить, что есть финансы, воля, возможность - какой ТВ-формат подошел бы команде сейчас?

И.Л.: Если бы была возможность, то конечно подошел бы старый добрый театр эстрадных миниатюр. Они актеры, очень хочется играть именно в этом плане.

- Есть распространенное мнение, что КВН, в том числе и телевизионный, – это своего рода эскапизм для людей, которые никак не хотят "вырасти". Тем не менее, именно выходцы из КВНовской среды сейчас определяют программы крупнейших телеканалов в ролях сценаристов, режиссеров, актеров. Можно ли сказать, что  они "переросли" КВН или это та же игра, но с более высокими ставками?

А.Ф.: Это работа, нормальная работа. Песочница — только пока ты не вышел на серьезный уровень первых и высших лиг. Здесь конечно все это не очень серьезно. Люди по разным причинам идут в КВН. Одни хотят, чтобы их увидели на сцене. Другие хотят весело время провести. Кто-то хочет конкретно чего-то добиться, другой вопрос, получается это или нет.

У меня перед глазами молодые барнаульские команды. Вроде есть прогресс, начали добиваться успехов, съездили в КВНовские лиги, и все - и устали, и не смогли, и распались, и нет команды. Я работал с командами, и я понял, что практически невозможно работать с командой КВН. Команда КВН – это прежде всего авторство. На уровне песочницы. Что они сами придумают, то они и могут сделать. Помочь им в этом невозможно - надо быть внутри коллектива. Чтобы со стороны писать материал, надо быть гениальным автором. Я таковым не являюсь, я помогал только в постановке. Достаточно быстро наступает кризис идей. Выясняется, что надо пахать. Мы-то уже привыкшие к работе были, работали много лет, прежде чем к КВНу подойти. Поэтому мы понимали, что это такое. Не совсем было понятно, как это делать – новый жанр, новые требования. Но освоились. А большинство молодых команд ломается. Уже, казалось бы, до Первой лиги люди дошли – сборная Алтайского края – и устали.

- Родители всегда узнают в выросших детях младенческие черты. Чем родитель "Калейдоскоп" может гордиться в своих "Детях"?

А.Ф.: Добились-то многого. Жалко, что получились достижения эпизодические. Не было непрерывного КВНовского процесса. Была вспышка в 1998 году, потом на Суперкубке, потом притихли, потом неудачный сезон - и всё. Тем не менее, даже такого выступления хватило, чтобы работать спокойно дольше 10 лет, пожинать плоды.

И.Л.: Мне импонирует упрямство. Разные переживали периоды, взлеты и падения, но хорошее упрямство, как свойство коллектива, и упертость в работе остались.

А.П.: За то, что не впали в уныние, что сохранили энергию, которая сподвигает, создает желание делать новые номера, новые программы. А слабость в том, что в определенный момент рассыпалась на кусочки, соответствуя своему названию - "Дети лейтенанта Шмидта". И это название привело к той схеме, которая описана в романе – один на одной территории, и другой на другой территории, которые они окучивали. Потом вдруг поняли, что надо работать вместе, у себя в своих родных городах надо напоминать о себе, иначе вырастает новое поколение, которое не знает, что это за команда.

В.Г.: Я всем горжусь, что мы сделали. По той самой причине, что в любом случае мы это все делали искренне.

Взгляд со стороны

- Где Вы были в 1998 году, когда "Дети лейтенанта Шмидта" стали чемпионами Высшей лиги КВН? Воспринимали ли этот успех как свой?

Влад Простеев, музыкант и радиоведущий: Да весь сезон и сидел у телевизора, так как "Ютуба" тогда не было и повторов, соответственно, тоже. И с самого начала был уверен, что ребята победят. Они просто на голову тогда были выше других команд. А гасаевское рубахоразрывательное пение в сочетании с очень тонким и витиеватым юмором в тот год было вообще чем-то новым в КВН. Это был тогда всеобщий успех, не считая некоторых товарищей из комитета по культуре, которые бездарно прозевали команду, и она стала номинально томской.

Вадим Климов, ведущий программы "Афиша" на канале "РЕН-ТВ Барнаул": Я думаю, что не видел финальные игры КВН, где "Дети лейтенанта Шмидта" стали чемпионами, я КВН не люблю. Скорее всего, как-то отметил это в программе "Афиша", наверное, сказал какую-нибудь шутку, типа пора завязывать дешевую клоунаду, пора играть в серьезный театр. К тому времени я давно был знаком с "Калейдоскопом", но все эти театры студенческих миниатюр - какой то плоский жанр, на уровне пояса. Я много раз говорил Полетаеву, что пора замахнутся на Вильяма нашего Шекспира.

Андрей Никитин, главный редактор : В это время я работал заместителем редактора газеты "Молодежь Алтая". В редакции мы не просто воспринимали успех ребят как свой, но и всячески пропагандировали этот успех, а сразу после их победы выпустили номер "МА" с фото команды на первой полосе. Ну и интервью, конечно, делали с ними.

- Следите ли вы сейчас за тем, что делают "Дети лейтенанта Шмидта" или отдельные творческие единицы?

Вадим Климов: Мне все равно, что делают КВНщики, но за теми, кто вышел в большое кино, - Винс и Никулин - я слежу. Даже за тем, что творит Гасаев, иногда поглядываю.

Андрей Никитин: Конечно же, слежу. Я познакомился с их творчеством 20 лет назад. Изнутри, так сказать. На фестивале СТЭМов в Тальменке, где выступали тогда еще не объединившиеся в "Детей лейтенанта Шмидта" томский "Люкс" и барнаульский "Калейдоскоп". Причем, выступали не только на сцене...

Для меня "Дети лейтенанта Шмидта" — это что-то вроде эталона КВНовской команды. Я люблю команды, которые выбиваются из стандарта. Наши сразу стали шутить жестче, чем было принято раньше. Много экспериментировали. Как теперь говорят, "жгли напалмом". Думаю, они и "Пельмени" как раз были чем-то вроде моста между КВНом 90-х и 2000-х. Поэтому с удовольствием слежу за командой. Жаль, что они не сделали такого же шоу, как "Уральские пельмени", но я смотрел отдельные телепроекты Дмитрия Никулина, Петра Винса, Григория Малыгина. Пару лет назад у нас на радиостанции ("Серебряный Дождь - Барнаул") был эфир с Виталием Гасаевым перед его концертом, мы так весело поговорили в эфире. В прошлом году посидели в жюри конкурса вместе с Андреем Деулиным. Иногда вижусь на улице с Александром Полетаевым, почтительно жму руку.

Влад Простеев: Все, что проходит в интернете о "Детях" мимо меня не проходит. На концерты хожу по возможности. Слушаю Гасаева в плеере и плачу о Родине. Ну и катаюсь на юмористическом такси одного из участников.

- Можно ли сказать, что "Дети лейтенанта Шмидта" сейчас в Барнауле "свои"?

Вадим Климов: Конечно, "Дети лейтенанта Шмидта" - наши, так же наверное считают в Томске. Я думаю, это узнаваемый коллектив, только время их прошло. И главный герой ушел.

Андрей Никитин: Для людей моего поколения "Дети", безусловно, свои. Да и когда они только начинали в КВН, здесь их считали нашими, барнаульскими, хотя со сцены объявляли томичами. Но не знаю, как их воспринимают 20-летние ребята — своими или приезжими. Наверное, надо об этом у 20-летних и спросить.

Влад Простеев: Они всегда тут были свои, но, к сожалению, зритель не всегда благодарен и помнит былое, поэтому нормально бы было на постоянной основе не вылазить со сцены, в том числе и барнаульской, тем более, что "Дети" намного талантливее, чем некоторые из команд КВН, которые на данный момент производят шоу-программы на телеканалах и снимаются в сомнительных и далеко не смешных сериалах, популяризирующих не хороший юмор, а деграданство.

- Как бы вы рекомендовали друзьям и знакомым концерт команды в Барнауле в нескольких словах?

Вадим Климов: Я бы не рекомендовал смотреть это, послушайте Рахманинова. "Дети лейтенанта Шмидта" - это легенда и не надо ее трогать.

Андрей Никитин: Моим друзьям не надо рекламировать "Детей". А вообще, если не боитесь лопнуть, приходите, лопнем от смеха вместе.

Влад Простеев: Идите. Смотрите. Смейтесь. Надеюсь на острые, актуальные, умные шутки, которых так не хватает в КВН ныне. Ну и Гасаич споет вам до слез. Смешных.

Источник: dlsh.ru.