сентябрь 17, 2013
В последнее время отраслевые аналитики все чаще говорят о спаде в российской сталелитейной отрасли. Начиная с 2012 г. предложение на этом рынке росло более высокими темпами в отличие от спроса, усилилась конкуренция, все это привело к падению цен на металлопродукцию. Одной из причин происходящего эксперты называют избыток мощностей в мировой металлургической отрасли. Подобный дисбаланс спроса и предложения наблюдается и на сырьевых рынках. В частности, спад в металлургической отрасли сказывается на состоянии коксохимической промышленности. Удастся ли предприятиям – производителям кокса сохранить рентабельность в сложившихся условиях и с какими трудностями они столкнутся в ближайшее время, выясняла Елена Игнатова, корреспондент газеты "Континет Сибирь".
Слабый спрос на международных рынках оказал негативное влияние на ценообразование и в России, и в странах ближнего зарубежья, и цены последовали вниз за мировыми. При всем том, что внутренний рынок позволяет российским металлургам увеличивать объемы производства, заметного роста финансовых показателей ждать не приходится. Состояние рынков металлургического сырья, как известно, напрямую зависит от того, насколько велика активность на рынке стали, спад на нем и послужил главной причиной снижения цен на коксующийся уголь и, соответственно, на кокс. Еще одна причина – избыток предложения на российском рынке. Как следствие, контрактные цены на коксующийся уголь на российском рынке снизились в III квартале по сравнению с предыдущим на 10–15%.
Так, ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в январе – июле 2013 г. отгрузило потребителям 23,171 млн. т угля (сокращение на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г). Как сообщил "Интерфаксу" технический директор компании Станислав Матва, причиной сокращения отгрузки стало падение спроса и цены на рынке угля.
ОАО "Распадская" во II квартале 2013 года снизило средневзвешенные цены реализации угольного концентрата по сравнению с I кварталом на 12% и 15% в рублевом и долларовом выражении соответственно. Основная причина отрицательной динамики средневзвешенных цен реализации – неблагоприятная рыночная конъюнктура на мировом угольном рынке, сообщается в пресс-релизе компании. "Факторы мирового перепроизводства и снижения спроса на угольную продукцию на внутреннем рынке, а также продолжающийся понижающий ценовой тренд на всех региональных рынках, особенно в Китае, не позволяют компании выгодно реализовывать заявленные ранее планы по добыче, – комментирует ситуацию генеральный директор ЗАО "Распадская угольная компания" Геннадий Козовой. – С учетом вышеизложенного мы скорректировали объемы добычи в сторону уменьшения до 8 млн. т рядового угля. Одновременно с этим нами приняты меры по существенному сокращению операционных издержек и снижению капитальных вложений до конца 2013 года".
Коксохимики также вынуждены идти на снижение цен, чтобы завоевать потребителя, но удешевление продукции не может длиться бесконечно. Кроме того, нужно учитывать и то, что политику удешевления российским экспортерам кокса приходится проводить и по причине острой конкуренции со стороны китайских поставщиков. На российских предприятиях коксохимической отрасли неблагополучная тенденция прослеживается уже сейчас. Например, в ОАО "Москокс" производство загружено всего на 65%, в ОАО "Кокс" (Кемерово) – на 85%, а на "Губахинском коксе" – лишь на 34%.
Если говорить о ближайших прогнозах, то, как отмечают аналитики, в III квартале ситуация на рынке металлопродукции останется сложной. Следующий год обещает быть не менее тяжелым для российской черной металлургии, чем нынешний. Также многие эксперты сходятся в том, что цена на коксующийся уголь выше уровня прошлого года, скорее всего, не поднимется, так как стоимость металла только по причине его перепроизводства не возрастет, а соответственно, не подорожает и сырье.
В 2014 г. в России и на мировом металлургическом рынке ожидаются жесткая конкуренция, снижение экспорта стали и потребления сырья. Уже сейчас в рамках ВТО против металлургических компаний России действуют 23 защитные меры в других странах. Это отметили главы крупнейших российских металлургических компаний – Evraz, НЛМК, "Северстали", "Мечела", ММК – на совещании по развитию черной металлургии, которое состоялось летом этого года у премьер-министра Д. Медведева. До 2015 г. существенного роста выпуска металлопродукции не ожидается, ежегодный годовой прирост не будет превышать 1,5%, в текущем году не исключен дальнейший спад на 1–3%, заявил на этом же совещании премьер-министр.
Сколько продлится такая тенденция – неизвестно, некоторые эксперты говорят, что такое состояние рынка сохранится около 2–3 лет, другие склоняются к периоду в 5–7 лет.
Если говорить о компаниях Сибирского региона, которые понесли наименьшие потери, то среди предприятий коксохимической промышленности можно отметить ОАО "Алтай-Кокс" (градообразующее предприятие г. Заринска). Хотя как производитель кокса – основного сырья для металлургической промышленности – "Алтай-Кокс" тоже оказался в непростой ситуации. Это и по причине остановки ряда российских предприятий, закупавших кокс на открытом рынке, и вследствие уже упомянутого переизбытка предложения на рынке.
На фоне этих событий "Алтай-Кокс" в первом полугодии 2013 г. снизил производство продукции на 10%, выручка от реализации уменьшилась на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако загрузка мощностей алтайского коксохима по сравнению с родственными предприятиями остается на достаточно высоком уровне – более 90%. Такие показатели удалось сохранить, как заявили в компании, благодаря тому, что "Алтай-Кокс" ведет активную работу по оптимизации издержек, входит в структуру крупной сталелитейной компании – ОАО "НЛМК" – и имеет в лице Новолипецкого металлургического комбината поддержку и стабильного потребителя кокса. Около 300 тысяч т, а это более 80% всего произведенного кокса, "Алтай-Кокс" ежемесячно отправляет на НЛМК, полностью обеспечивая потребности комплекса седьмой доменной печи "Россиянка" на липецкой площадке. "Алтай-Кокс" при поддержке НЛМК ставит задачу максимально загрузить свои мощности. "Такая возможность основана на грамотной политике по сокращению издержек производства, взаимной ответственности за конкурентоспособность конечной металлургической продукции в неразрывной производственной цепочке НЛМК", – отметил гендиректор ОАО "Алтай-Кокс" Павел Лизогуб.
Как показывает опыт компании, в условиях нестабильной ситуации на рынке важно иметь отработанные каналы сбыта, в данном случае их обеспечивает материнская компания. Но в этом есть не только плюсы. В условиях слабого спроса и снижения цен вертикально интегрированные горно-металлургические компании хотя и сохраняют устойчивость, но оказываются в менее выигрышном положении, чем производители, не имеющие своих источников сырья. Полностью обеспечивая себя собственным сырьем, в условиях кризиса они теряют важное преимущество: если цены на сырье падают – вслед за ценами падает и прибыль. Напротив, в более выгодном положении оказываются небольшие металлургические компании, которые теперь благодаря покупке подешевевшего сырья могут более эффективно снижать себестоимость производства стали.