октябрь 1, 2013
Непогожее лето-2013 оказалось не самым удачным для алтайского турбизнеса. Почти все туроператоры, подводя итоги прошедшего высокого сезона, отметили спад спроса на местный турпродукт. Если в прошлом году летом уровень продаж турфирм показал рост до 15%, то в этом году они вынуждены были констатировать снижение до 30%. Чтобы погода и другие факторы не так сильно били по их карману, компании ищут новые перспективные ниши.
Горный Алтай, река Катунь
Краевая власть уменьшения турпотока по сравнению с прошлым небывало жарким летом не обнаружила и снова отчиталась о примерно 1 млн. туристов, обслуженных в крае за восемь месяцев 2013 года. В лидерах по турпотоку у краевой администрации значится Барнаул (принявший, по ее сведениям, более 20% общего количества туристов). Методика подсчета здесь, очевидно, основывалась на сведениях, предоставленных средствами размещения. Однако напомним, что, по данным операторов барнаульского гостиничного рынка, большая часть их клиентов приезжают в город с деловыми, а не туристическими целями — в командировку.
Про дождливое лето 2013 года и спад продаж уже было много сказано участниками рынка. Погодные условия все-таки играют большую роль при выборе места для отдыха. Тем более если речь идет не о двух-трехдневных поездках, а о более длительных. Хотя уровень цен на турбазах во многом оставался неизменным по сравнению с прошлым летним сезоном, желающих провести свой отдых в номере под звуки дождя все же было меньше.
Из всех опрошенных туроператоров по Алтаю только одна компания не заметила снижения числа клиентов в этом году.
Июнь и июль были провальные, но август стал рекордным и пиковым за последние три года. Объем продаж за этот месяц вырос на 50% по сравнению с прошлым августом и позволил компенсировать неудачи первых двух месяцев. Я думаю, это связано с тем, что многие отложили свои отпуска из-за холодов, а дальше откладывать было некуда. Также повлиял, думаю, рост инфраструктурных возможностей на турбазах. Например, почти на всех базах, рассчитанных более чем на 200 человек, поставили теплые бассейны. Появилось много новых баз: запустилась, скажем, "Алтика", принадлежащая новосибирской фирме, примерно на 100 мест. А такая уже позволяет разместить 500–600 человек за сезон.
Стабильно заполнялись также курорты Белокурихи и Ярового (оздоровительный туризм от погоды зависит мало). Всем остальным повезло меньше. Помимо погодного фактора свою роль сыграли и подорожавшие летом авиабилеты в столицу. Они сделали и без того небольшой поток туристов из Центральной России на Алтай совсем скудным. Об этом говорит Валентина Бадашева, менеджер турфирмы "Спутник-Алтай".
С ней согласен Александр Смирнов, директор туристической компании "Плот". Его компания специализируется на активных турах, основная часть любителей таких раньше приезжала из столиц.
Спрос на активные туры резко упал, это отмечают многие коллеги. У некоторых из них он снизился с 2011 года на 50%, а у кого-то и больше. Даже на такой популярный маршрут, как сплав по Средней Катуни, в этом году было немного желающих. Стабильно загружались только конные туры. Август положения не выправил. Обещанное федеральное субсидирование на авианаправление Москва — Барнаул не реализовано — цены на билеты были по-прежнему очень высокими.
Участники туристического рынка также отмечают, что клиенты хотят все большего комфорта в путешествиях. Из-за этого в отрасли смещается акцент с активного туризма на экскурсионно-познавательные программы.
Это общероссийская тенденция. Современные дети уже не знают, что такое походы. Песни у костра уходят в прошлое. Не знаю, плохо это или хорошо, скорее это просто факт.
"Все меньше остается туристов, желающих путешествовать активно, особенно это ярко выражено в пешеходном туризме. Прогуляться в рамках экскурсионного тура к какому-либо природному объекту— максимум активности, который сегодня востребован", — подтверждает Александр Смирнов.
"Арго" перестала заниматься своими турами по Алтаю уже в июне и сосредоточилась на экскурсиях по Барнаулу, организовав два регулярных маршрута: "Знакомый незнакомец" и "Барнаул в свете ночных фонарей". "Плот" также намерен в дальнейшем сделать акцент на развитии собственного познавательного маршрута, включающего самые интересные места в крае и Горном Алтае.
Активным новатором в прошедшем сезоне себя проявила фирма "Джейн Тур". В партнерстве с компанией "Алтайтурист" она провела в Барнауле шесть новых тематических экскурсий. А также впервые организовала арт-тур в Горном Алтае, где участники рисовали маслом вместе с художницей Евгенией Октябрь. Обе новинки показали себя очень востребованными, однако только арт-туры — коммерчески выгодными. Если экскурсия по городу стоила в пределах 150–230 рублей (группа 20 человек), то рисование на природе в течение трех дней обошлось восьми участникам по 5,8 тыс. рублей плюс мастер-классы с художницей по 700 рублей. Однако "Джейн Тур" намерена развивать оба направления.
"Туроператоры Алтая" в этом сезоне пополнили ассортимент услуг фототурами. Цена на такое путешествие на шесть дней по сложному маршруту с профессиональным фотохудожником во главе доходит до 30 тыс. рублей.
Валентина Бадашева считает, что туристам нравится все новое, и со временем такие нишевые направления могут найти постоянного клиента. "Посмотрите на то, как развились паломнические туры Барнаульской епархии, — приводит она пример. — Там совершают поездки к святыням. Для информирования во всех церквях развешивают соответствующие объявления. В прошлом году желающих отвозили "Газелями", в этом — уже автобусами. То же было с турами в "Икею".
Хотя в крае постепенно появлялись новые средства размещения, их еще долго будет недостаточно, чтобы сделать массовым турпоток по "Малому" и "Большому золотому кольцу" Алтая. Эти маршруты летом не пользовались особой популярностью. Эксперты называют их довольно специфичным продуктом с очевидными слабостями инфраструктуры и без раскрученного бренда. Соперничать с природными объектами вроде Катуни, Белухи или плато Укок им трудно.
Валерий Копытский отмечает, что маршруты "колец" продавались по частям, в шестидневный тур отправляться никто не хотел. Однако и "кусками" турпродукт покупали в его компании только 10% заказчиков.
С инфраструктурными проблемами по-прежнему связаны перспективы развития туризма во всех районах края — в этом отношении в прошедшем сезоне мало что изменилось. Однако эксперты отмечают, что длинные инвестиции в туризм сами по себе подразумевают постепенные вложения. Разового вброса денег и резкого развития тут ждать не приходится.
Источник: краевое управление по развитию туризма
44 из 610 средств размещения в Алтайском крае - санаторно-курортные учреждения.