Условия труда на предприятиях планируют оценивать по-новому

октябрь 15, 2013

Аттестацию рабочих мест, которая за время своего существования неоднократно подвергалась критике со стороны представителей бизнеса, с начала следующего года заменят новой процедурой — специальной оценкой условий труда (СОУТ). Соответствующие законопроекты уже внесены в Госдуму, их рассмотрение в первом чтении намечено на 16 октября. Представители Минтруда заявляют, что работодателям станет выгодно проводить оценку условий труда, так как от ее результатов будет зависеть размер отчислений в Пенсионный фонд (ПФ). Однако, по мнению отдельных экспертов, новый порядок может повлечь уменьшение льгот и доходов у наемных работников и увеличение расходов у работодателей и оценочных организаций.

Условия труда на предприятиях планируют оценивать по-новому.
Михаил Хаустов

Введение СОУТ на федеральном уровне обсуждается уже около года. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он был разработан в рамках изменений в системе обязательного пенсионного страхования.

Первый заместитель министра труда Сергей Вельмяйкин в интервью РИА "Новости" заявил, что аттестация рабочих мест не оправдала возложенных на нее ожиданий. "Должного влияния на объем прав работников и на обязанности работодателей она так и не оказала", — сказал он. По словам менеджера по качеству Алтайского краевого центра охраны труда (АКЦОТ) Натальи Митюшкиной, законопроекты "О специальной оценке условий труда" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ..." содержат очень много новой информации, часть ее вызывает вопросы. "На данный момент мы не имеем полного представления о том, какие нормы, прописанные в данных законопроектах, войдут в окончательный вариант и как они будут работать на практике", — говорит она.

Суть проекта

В пояснительной записке к законопроекту "О специальной оценке охраны труда" говорится, что она заменит три аналогичные процедуры, которые сегодня предусмотрены в законодательстве, — аттестацию рабочих мест (по ее итогам устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск и другие компенсации), СОУТ (освобождает работодателей от уплаты отчислений в ПФ по дополнительным тарифам), государственную экспертизу условий труда (устанавливает соответствие объекта экспертизы нормативным требованиям охраны труда).

В пояснительной записке также говорится, что в настоящее время законодательством установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФ для работодателей, использующих труд работников, чьи профессии входят в списки № 1 и № 2 производств, профессий, должностей, работ, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Этот тариф постепенно повышается и начиная с 2015 года составит 9% и 6% от суммы выплат и иных начислений в пользу работников по спискам № 1 и № 2 соответственно. Результаты СОУТ позволят снизить этот тариф.

Законопроект также предполагает введение декларирования соответствия условий труда. Работодатели, у которых не устроены сотрудники из указанных выше списков, могут пригласить эксперта, который оценит, есть или нет на предприятии вредные факторы, требующие замеров. В качестве такого эксперта может выступить профсоюзный инспектор труда соответствующего профсоюза. Если он решит, что вредные факторы отсутствуют, то работодатель сможет подать декларацию соответствия в Гострудинспекцию по месту своего нахождения. Она будет действовать в течение пяти лет.

В случае декларирования работодатель освобождается от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Предположительно это должно помочь снизить затраты малых предприятий.

Стоимость может вырасти

Наталья Митюшкина рассказала, что, исходя из новой методики проведения специальной оценки условий труда и сокращения количества факторов, относящихся к вредным, на предприятиях может существенно сократиться количество рабочих мест с вредными условиями труда и, соответственно, количество людей, которые получают компенсации. За счет этого у работодателей появится возможность сэко­номить, равно как и за счет снижения платежей в ПФ.

Но цены на проведение мероприятий по оценке охраны труда могут вырасти. "На данный момент о стоимости специальной оценки условий труда говорить рано. Со дня на день должны быть опубликованы официальные проекты методики СОУТ и классификатора факторов, подлежащих оценке. Стоимость будет зависеть от того, что будет предусмотрено в этих документах. Рабочий проект методики уже есть. Исходя из него, трудовые и материальные затраты работодателя и организации, привлекаемой для специальной оценки, заметно вырастут. Увеличится и время проведения процедуры, возрастет уровень ответственности за результаты специальной оценки. Соответственно, мы можем предположить, что и стоимость работ возрастет", — говорит Митюшкина.

Росту цен также может способствовать новое обязательное требование к оценочной организации — страхование ответственности. В законопроекте говорится, что страховой договор должен заключаться на срок не менее одного года, а тариф будет определяться страховщиком с учетом всех факторов риска.

Предполагается, что документы об уже проведенной аттестации рабочих мест после вступления в силу законов, связанных со СОУТ, будут действовать весь предусмотренный для них срок — пять лет (но не дольше 31 декабря 2018 года). И только по его истечении оценка условий труда на предприятии будет проводиться по новым правилам.

Для информирования работодателей о происходящих изменениях и их обсуждения в последние месяцы в разных регионах России проводятся семинары и съезды. АКЦОТ в скором времени тоже планирует провести "круглый стол" по данной теме.

Не только штрафы, но и тюрьма

Сейчас санкции за нарушение трудового законодательства прописаны только в ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц и ИП составляет 1–5 тыс. рублей, для юрлиц — 30–50 тыс. рублей или приостановление деятельности на 90 суток. Повторное нарушение законодательства об охране труда должностным лицом влечет дисквалификацию на срок 1–3 года.

В законопроекте предлагается ввести уголовную ответственность за нарушения трудового законодательства, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью сотрудника (в числе наказаний штраф до 400 тыс. рублей с запретом занимать определенные должности в течение года), смерть человека (до 4 лет лишения свободы), смерть нескольких человек (до 5 лет лишения свободы).

В КоАП нарушения планируется прописать более детально, за каждое их них предусматривается определенная сумма штрафов. Например, за допуск работника к выполнению своих обязанностей без прохождения медосмотра должностные лица и ИП могут заплатить штраф 10–20 тыс. рублей, юрлица — 80–100 тыс. рублей. За невыполнение предписания федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, предусматриваются штрафы для ИП и должностных лиц 30–50 тыс. рублей, для юрлиц 100–200 тыс. рублей. За повторные нарушения штрафы увеличиваются примерно в 1,5 раза.

Источники: КоАП РФ, законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"".