Оптимизация детства. Барнаульскому бюджету не хватило денег на кружки для маленьких огрожан

март 14, 2007

Руководители центров детского творчества, станций юных натуралистов и юных техников в ужасе - в Барнауле значительно сократили финансирование этих учреждений. Из-за решения, принятого городской Думой, приходится увольнять педагогов, выгонять на улицу детей. "В нашем учреждении занимаются инвалиды с ДЦП. Мы для таких ребят - единственная отдушина", - говорит Марина Круглова, директор детско-юношеского центра Индустриального района. "Чиновники называют это оптимизацией, но такая оптимизация больно бьет по детям", - считает Валентина Лежнева, директор дома художественного творчества Индустриального района.

"Все было сделано специально!"

Отношение отцов города к детям кажется невероятным. Депутаты гордумы в разговорах с корреспондентами "СК" пожимают плечами: ну да, проголосовали "за". А что было делать?

Дума полностью зависит от администрации города. Большинство депутатов боится руководства Барнаула. Возможно, поэтому и согласились на этот шаг, - сказал намдепутат городской Думы.

Как рассказала нам другой депутат городской Думы , поводом для сокращения финансирования стала маленькая наполняемость детских учреждений:

- На занятиях присутствуют всего два-три человека, а ведь есть определенные нормативы. Педагог должен сформировать группу детей. На заседании Думы не шла речь о сокращении штата педагогов. Возможен следующий вариант: учреждения дополнительного образования будут объединяться…

Но руководители учреждений дополнительного образования считают, что их подставили:

- Поражает, что проверки ревизионной комиссии комитета по образованию администрации Индустриального района проводились во время карантина, когда дети болели гриппом. Мы пытались объяснить членам комиссии, что это неправильно, но их ничего не интересовало. Одни дети не пришли из-за болезни, другие опаздывали - на улице гололед, а некоторые наши малыши с ДЦП… Педагоги просили подождать буквально пять минут, но комиссия не согласилась. Все было сделано специально, - убеждена Марина Круглова.

- Постоянно шли проверки, детей пересчитывали, не зная нашей системы, расписания занятий, - говорит Ирина Солдатова, директор детско-юношеского центра Железнодорожного района.

Финансирование не позволяет

Недавно "Свободный курс" делал серию графических блоков о подростковой наркомании. Нам помогали врачи-наркологи. Один из них сказал, что если человек не связался с наркотиками до 16 лет, риск, что это вообще произойдет, снижается в несколько раз. Самое важное, говорил доктор, чтобы дети все время были заняты - творчеством, спортом, наукой. Чтобы не были предоставлены сами себе. И не надо жалеть на это никаких денег, если стране действительно нужны здоровые и умные граждане, а не только солдаты срочной службы.

Руководство Барнаула это понимает. Но получилось так, что именно на детей денег в городском бюджете не хватило.

- Все понимают, что такие учреждения необходимы, что дети должны получать достойное дополнительное образование. Но сокращение вполне обосновано. Ведь сократили ставки, не используемые для работы с большим количеством дитей. Это необходимая мера, так как в сфере образования есть недофинансирование. Пока от родителей детей, которые занимаются в центрах творчества ни обращений, ни жалоб не было, - говорит Нина Белых, главный специалист комитета по образованию администрации Барнаула.

Некоторые руководители детских центров соглашались разговаривать с нами при условии "только это не для печати": в районных комитетах образования им настойчиво рекомендовали не выносить эту проблему на обсуждение… Но мы убеждены, что судьба детей не должна решаться за закрытыми дверями чиновничьих кабинетов.

Мы обращаемся к родителям, детям, педагогам - расскажите нам свои истории, выскажите свое мнение об этой ситуации. В начале апреля проблемы дополнительного образования будут обсуждаться на коллегии у мэра. Пусть, прежде чем принимать окончательное решение, чиновники услышат мнение города!

Ждем ваших писем в редакцию и звонков по телефону 26-63-69 в пятницу, с 10 до 17 часов.

Мнения педагогов

, директор дома художественного творчества Индустриального района:

- Мы получили приказ привести штатное расписание к заданной сумме. А сумма оказалась намного меньше, чем в прошлом году. Нам пришлось уволить некоторых педагогов, сократить 18 ставок! Средняя ставка в нашем учреждении - 3500 рублей. От чего здесь отнимать? И что делать детям, которые остались без педагогов?

директор детско-юношеского центра Индустриального района:

- Решение городской Думы отразилось на нас сразу же. Уже уволены инструктор по физкультуре, методист и другие. В общей сложности работу потеряли семь человек. В приказе говорится, что мы должны сократить расходы за счет изменения штатного расписания. Пришлось отменить занятия по изобразительному искусству, вокалу, сценической речи… Шестерых детей мы уже потеряли. Сократили часы, оставили по минимуму. Многие педагоги планируют увольняться и уже начали подавать заявления.

- Мы уже сократили штат на семь ставок. Кроме того, у нас убрали фонд платы надбавок.

Дело в том, что наше учреждение относительно новое, образовано в 2004 году. Ставки были выданы районной администрацией. Теперь принято решение

сократить все ставки из-за недостатка финансирования. Председатель комитета по образованию Индустриального района в открытую заявляет мне: "Зачем вы нужны в образовании? У вас слишком много индивидуальных занятий".

Убрали двух концертмейстеров. Помимо этого, отменили занятия по некоторым предметам, сократили 30 групп детей. Мне было предложено сократить уроки по фортепиано. Раньше дети обучались игре на инструменте два часа в неделю, сейчас 25 минут. Та же ситуация с вокалом. Все это мотивируют введением подушевого финансирования. О чем идет речь? Ведь чем больше детей посещают наши занятия, тем лучше. Они не болтаются по улице без дела.

Нас предупредили, что если будем сопротивляться - лишимся работы.

- Уровень заработной платы в нашем учреждении самый маленький. Урезать уже нечего. Но я слышала от коллег из других учреждений, что им волей-неволей приходится сокращать людей. Знаю, это происходит в Ленинском и Индустриальном районах. Кричать мы не можем - велят молчать.

Всем известно: страну захлестнула детская преступность. И в этой ситуации

сокращают финансирование образовательных учреждений! Почему? Чего они этим добьются?

Дошли до того, что у детей отнимают последнее. Кого власть хочет увидеть в будущем? Преступников, пьяниц и наркоманов? Мы не можем позволить себе потерять нормальных детей! Раньше государство все делало для них, как-то заботилось о подрастающем поколении. А сейчас отбирает последний угол!

Урок народоведения

Малыши стали в круг, серьезные и очень красивые. Нарядные: девочки в сарафанах и лентах, мальчики в красивых рубахах. Краше всех - крошечный двухлетний Ильяпохожий на Филиппка из одноименного рассказа Льва Толстого. Вдоль стен стоят мамы и бабушки, любуются своими детками и видно, что гордятся.

- Как мы будем петь? - спрашивает директор центра эстетического образования "Песнохорки" Ольга Алексеевна Абрамова.

- Краси-иво, - кричат дети. - А-ка-пель-но!

- А еще как?

- Вылазительно, - вспоминает "Филиппок".

- И с чем?

- С образом!

"Образ" - соломенное чучело Масленицы. Начинается целое представление. Дети поют, пляшут и привозят в бутафорских санях Масленицу в гости Хозяину и Хозяйке.

Роль Хозяина играет маленький Гоша. Рядом с ним - крошечная симпатичная Хозяюшка. Гоша стесняется, отворачивается от партнерши.

- Ну, Гош, с тобой работать и работать, - вздыхает Ольга Алексеевна. - Девчонок надо на руках носить.

- Я буду, - обещает Гоша. - Буду, когда вырасту.

Занятия в младшей группе, от двух до шести лет, - самые сложные, поэтому Ольга Алексеевна, как самый опытный педагог в центре, ведет их сама. В младшей группе - от двух до шести лет - 35 ребят. А всего в "Песнохорках" занимаются 1060 детей - весь Урожайный. Несколько раз было так: мальчишка поет-поет в "Песнохорках", потом уходит в армию, а потом возвращается. Многие "старшие" набрали свои группы, сами преподают.

"Песнохорки" начали плотно работать с детьми в 1995 году, когда к слову "образование" стали добавлять "инновационное". Ольгу Абрамову восхищала эта идея: воспитывать детей средствами традиционной русской культуры. "Вот лучшее, что было у ваших предков, ребята. Учитесь этому…" И все получилось. Каждое занятие - сплав вокала, хореографии, народоведения, народных ремесел…

- У меня каждый урок открытый, - говорит преподаватель Любовь Николаевна Попова.

На ее занятиях молодые мамы вместе с дочками мастерят кукол, вышивают узоры на сарафанах, лепят глиняные свистульки. Все очень серьезно: если костюм - то копия одежды первых русских поселенцев на Алтае, если кукла - то такая, которую делали деревенские девочки 400 лет назад. Это привезено "Песнохорками" из многочисленных этнографических экспедиций по краю, найдено в архивах. Наукой здесь занимаются по-настоящему, как и музыкой.

…На концертах "Песнохорок" я всегда смотрю на лица зрителей. Они становятся очень похожими - тревожными и счастливыми, у многих появляются слезы. Так на человеческую душу действует настоящее искусство. И я думаю, что очень немного в нашей стране, да и вообще в мире таких "Песнохорок". И грош нам цена, если мы позволим погубить все это из-за странного "существующего финансирования".

"Песнохорки" основаны в 1979 году Ольгой Абрамовой. Лауреат премии Ленинского комсомола Алтая, лауреат ВДНХ СССР, дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, дипломант Всероссийского телерадиоконкурса "Голоса России", лауреат премии Алтайского края 2004 года в области народного творчества.

Лариса ХОМАЙКО, Анна ПОТЕМКИНА.