В защиту торговли

ноябрь 1, 2013

"Зачем надрываться, поднимать производство и сельское хозяйство. Да здравствует очередной торговый комплекс!" Так комментаторы сайта altapress.ru откликнулись на новость о том, что на душу населения. По этому показателю мы обогнали Санкт-Петербург, Москву, Новосибирск и уступили только Краснодару. Но еще не вечер – если все проекты торговых центров в краевой столице будут реализованы, то мы вполне можем выйти на первое место.

Впрочем, наши торговые успехи сами горожане воспринимают скорее желчно. Лично мне тезис о вреде торговли кажется небесспорным. Попробую привести четыре аргумента в пользу того, что лидерство по торговым площадям не так уж плохо.

Первое – дилемма между торговыми центрами и заводами ложная. Кто-то правда думает, что, не будь у нас супермаркетов, на их месте автоматически стояли бы заводы? Нет, серьезно?

Одно совершенно не исключает другое, и крах алтайских заводов не может быть вызван ростом числа магазинов. Причина скорее в нежелании ориентироваться на потребителя и неэффективном управлении. И потом, в современной экономике количество заводов на 1 000 человек населения едва ли можно считать мерилом эффективности.

Второе – торговля скорее помогает производителям. Создавать собственные сети им не под силу, да и бессмысленно – бизнес непрофильный, издержки высокие, охват небольшой. Появление любого местного товаропроизводителя на полках той же "Марии-Ра", несмотря на жесткий диктат по ценам со стороны сети, дает серьезные объемы и выход в другие регионы.

Говорите, сети делают наценку 50%? Но эти деньги не идут напрямую в карман владельцу магазина – большая часть уходит на операционную деятельность. У той же "Марии-Ра" выручка за 2012 год составила 40,2 миллиарда рублей, чистая прибыль – 887 миллионов рублей. Получается, что рентабельность компании находится на уровне 2–2,5%. Не так уж и много.

Третье – торговля дает нам инвестиции, налоги и рабочие места. По данным Алтайкрайстата, по итогам 2012 года в оптовой и розничной торговле занято 188 тысяч жителей края. Это почти одна пятая экономически активного населения региона. Больше работает только в сельском хозяйстве – 210 тысяч человек.

При этом средняя заработная плата в торговле – 16,8 тысячи руб­лей. Не самый высокий показатель (в финансовом секторе он составляет 38 тысяч рублей), но все же лучше, чем в том же сельском хозяйстве (11,7 тысячи рублей).

Наконец, пятый аргумент я готов привести исключительно с точки зрения потребителя. Года три назад я не мог найти в Барнауле анчоусы. Не базовый продукт, но все же. Сегодня я могу найти их как минимум в трех торговых сетях. И, по большому счету, ассортимент "Бахетле" в Барнауле мало отличается от того, что стоит на полках одноименного магазина в Москве. Чем это плохо?