ноябрь 13, 2013
Г-н Невинский поделился с altapress.ru впечатлениями от встречи и своими мыслями о проблемах системы местного самоуправления России.
Президент России Владимир . Встреча, посвященная 20-летию Конституции, прошла в подмосковном Ново-Огарево, в ней приняли участие около 30 человек, в том числе четыре юриста из Сибири. Среди них был и Валерий Невинский, заведующий кафедрой конституционного и международного права юридического факультета Алтайского госуниверситета. Во встрече также принимал участие первый замглавы руководитель администрации президента Вячеслав Володин.
По словам профессора Невинского, речь шла прежде всего о конституционно-правовой практике, а также о совершенствовании преподавания конституционного права в вузах, проблемах учебного процесса, связанным с формированием единого европейского образовательного пространства.
Во время своего короткого выступления Валерий Невинский затронул вопросы стабильности Конституции и конституционного строя и реформирования системы местного самоуправления.
Г-н Невинский поделился с altapress.ru впечатлениями от встречи и своими мыслями о проблемах системы местного самоуправления России.
Проблема стабильности Конституции и конституционного строя. В обществе и у наших политиков есть две основные позиции: что не надо вообще ничего изменять в Конституции, и что постепенные изменения нужны. Некоторые настроены весьма решительно. Я полагаю, что рассуждать по этому поводу нужно очень осторожно, и осторожно вносить предложения, подходить к этому очень ответственно.
…
Обсуждался вопрос об отдельном федеральном законе об администрации президента, вопросы качества федеральных законов, вносились конкретные предложения, в том числе о работе региональных законодательных органов. И мы нашли понимание в этих вопросах.
…
В ходе нашей беседы возникал вопрос и о централизации и децентрализации системы управления — с этим вопросом во многом связаны политический режим и форма правления. Огромные пространства, территории, отсталые технологии, подвижное и дисперсно разбросанное население.... Поэтому такое централизованное государство. Еще в 90-е годы многие политики говорили — давайте строить федерацию по швейцарскому образцу. Но у нас так не получится.
…
Мы одну за другой провели четыре реформы местного самоуправления — и до сих пор нет ясности в этом вопросе, нет устойчивого развития. Может быть, нам стоит отказаться от существующей модели и отнести районный уровень управления к государственной власти, оставив на уровне самоуправления городские поселения и сельсоветы?.. Предыдущий закон, 1995 года был лучше в этом отношении, он давал возможность региону самому определиться, какую структуру местного самоуправления выбрать.
…
Когда я говорил о том, что даже если большую часть собираемых на местном уровне средств оставить муниципалитетам (сейчас 84% уходит на федеральный уровень), это не изменит ситуацию в корне, это была конечно, гипербола — я имел в виду, что изменения нам необходимы на другом уровне. Необходимы корректировка разграничения полномочий, изъятие из местного уровня традиционно-государственных полномочий, корректировка в системе распределения налогов, одновременно это должно происходить с рационализацией экономики в целом с учетом природно-климатических, ресурсных возможностей регионов.
…
Мы в целом остались довольны встречей. Было видно, что президент системно владеет ситуацией и знает ключевые конкретные проблемы, для решения которых он выбирает различные формы общения со специалистами и другими компетентными источниками. Мы получили ответы на вопросы, которые ставили. Он со вниманием отнесся к нашим предложениям, замечаниям.