апрель 12, 2007
Встреча с новым президентом Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Татьяной САЖАЕВОЙ откладывалась несколько раз. Татьяна Ивановна говорила о необходимости определить приоритеты работы сначала внутри ассоциации и только потом заявлять о них публично. О том, почему возникла такая ситуация и своем видении развития общественной организации, она рассказала в интервью «ВД».
Мы разные
- Татьяна Ивановна, начнем с общего вопроса - что необходимо сделать в ассоциации в первую очередь? Ведь уже не раз высказывалось мнение, что АРАТ в последние годы работал скорее формально.
- На мой взгляд, сначала надо разобраться, кто мы сами. Все компании, члены ассоциации, очень-очень разные - по уровню доходов, подходу к решению собственных проблем, по продвижению и турпродукту. Надо навести порядок внутри себя, понять, что мы хотим конкретно от объединения, а потом уже это продвигать. Такие вопросы обсуждались на заседании АРАТ 29 марта, которое должно было стать программным. Поэтому я долго откладывала встречу.
- Что должно поменяться в структуре объединения, чтобы оно стало более действенным?
- Все опять-таки упирается в вопрос того, что мы хотим от ассоциации. Когда участник объединения получает от своего членства какой-то реальный итог, он хочет что-то сделать и для общего блага. Например, нас объединила проблема финансовых гарантий, потому что мы понимали, что консолидация даст нам определенные возможности решения для этой проблемы. В любом случае порог фингарантий для внутреннего оператора в ходе обсуждения законопроекта снизился с 10 млн. рублей до 500 тыс. Это уже большой шаг. Сейчас пришло время решать и насущные вопросы. Например, как наладить взаимодействие с госнадзорными органами.
- Вы имеете в виду проверки Роспотребнадзором турбаз и турагентств?
- Да. Когда ты создаешь даже турагентство, то еще недоосознаешь, что МЧС, Роспотребнадзор, ОБЭП, трудовая инспекция - все будут здесь. На сегодняшний день инстанций, так или иначе контролирующих средства размещения, уже около 30. И тогда начинаешь понимать, что не такой веселый этот маленький турбизнес. Решать вопросы с госнадзорными органами надо не по мере их поступления, а с опережением. Мы знали, что идут проверки, что внимание к нам пристальное. Поэтому все зимние месяцы АРАТ совместно с комитетом по туризму АлтТПП формировал программу взаимодействия с Роспотребнадзором - разрабатывали типовые документы, проводили обучающие семинары. В итоге мы заключили соглашение, в котором четко прописали, кто, кому и что предоставляет, как правильно наладить информирование о меняющихся требованиях. Например, в какие сроки Роспотребнадзор должен предоставлять нам информацию об изменениях в законодательстве, в какие сроки мы должны им предоставлять информацию о выезжающих туристах и т. д. Затем мы подключились к созданию типовых документов. Программа производственного контроля сейчас занимает семь листов. Но когда предприниматель один на один сталкивается с этим - это одно, а когда есть отработанных алгоритм действий - собственный бизнес становится более защищенным.
- Контролеры охотно пошли на сотрудничество?
- Почему нет? Везде сидят вполне вменяемые люди. Более того, у нас же презумпция добросовестности предпринимателя, и, я думаю, в интересах каждого контролирующего чиновника сделать так, чтобы проверки обошлись малой кровью (улыбается).
- Вернемся к организационной структуре АРАТ. Идет ли сегодня речь об увеличении количества членов ассоциации?
- Пока мы не поймем, чего хотят от ассоциации ее нынешние члены, - нет. Кто-то явно уйдет, потому что политика АРАТ, возможно, не будет сходиться с его профессионально-этическими воззрениями на этот бизнес. Например, компания скажет, что не будет получать фингарантии, но будет возить туристов, то есть работать как оператор. Это незаконное предпринимательство, и от таких членов ассоциации мы будем избавляться. Если же компанию устроят условия членства в АРАТ, выгоды, которая она получит от этой общественной организации, то, конечно, мы ее примем. У меня уже сейчас список претендентов достаточно большой.
- А какую задачу вы считаете приоритетной для себя?
- Надо понять, насколько туризм является экономически выгодной отраслью.
- Но ведь это уже признали в прошлом году, переведя туризм под эгиду Главного управления экономики и инвестиций.
- Это так. Но отношения власти и турбизнеса остаются невнятными. Власть не знает, что ей дает эта отрасль, нет реальной статистики, единого реестра предприятий, задействованных в отрасли. На самом деле просчитать эффективность отрасли важно и нужно даже для самих предпринимателей. Какие решения можно принимать об инвестициях, не зная вводных? Какая здесь доходность, сроки окупаемости, риски, конкурентная среда? Знаю, что в Карелии не просто все просчитали - они занялись анализом мультипликативного эффекта туротрасли (доходы общепита, транспортных перевозчиков, строительных организаций), есть определенные наработки по срокам окупаемости инвестиций в Сочи. Мне бы хотелось поработать в этом ключе.
- На эти вопросы уже в течение нескольких лет никто не может ответить.
- Да. Но когда глубоко уважаемый мною Роспотребнадзор начинает озвучивать число выехавших за границу, я понимаю, что мы немного некорректно даем статистику. Я имею в виду турсообщество в целом. По въезду туристов у нас тоже непонятная ситуация, как и с тем, сколько зарабатывают базы. Я не говорю, что этот вопрос смогу решить, но он во мне вызывает азарт игрока. Мне важно это понять. Может быть, мы платим столько налогов, что уже имеем возможность просить какую-то их часть вложить именно в продвижение турпродукта. Потому что, если смотреть, как ширится «Бирюзовая Катунь», не хватит ни Барнаула, ни всего Сибирского округа, чтобы обеспечить ее нормальную загрузку.
- Что вы имеете в виду?
- Недавно я узнала, что Алтайский край говорит о 86%-ной загрузке того номерного фонда, который собираются построить на «Бирюзовой Катуни». Это весомая цифра. По моим данным, даже Белокуриха по году не имеет 80% загрузки. А что будет с «Бирюзовой Катунью», я не знаю. Здесь надо все считать и на продвижение Алтая тратить много денег.
Сколько стоит стенд
- Вопрос по отраслевым выставкам. В прошлом году мы говорили, что алтайский турбизнес представлен на них очень плохо. В этом году ситуация поменялась?
- Начну издалека. Алтайский турбизнес пока инфантильный, поэтому нам надо больше времени на организацию. В том числе и с выставками. Например, администрация края заявила о грядущих выставках в конце декабря прошлого года и быстро-быстро начала работать. Мы же долго обсуждали, консолидировались, и в итоге турсообщество было представлено не совсем на должном уровне. Но нужно учесть несколько факторов. Это непрозрачные и меняющиеся условия по участию в выставках, выдвинутые «Алтайской ярмаркой», и абсолютно бесплатные возможности для участия в берлинской выставке, предложенные Республики Алтай.
Ситуация с «Интурмаркетом» получилась тоже, на мой взгляд, не совсем корректной. Мы силами девяти компаний издали каталог в 150 страниц. Когда же отослали заявку от АРАТ, то получили договор, где было сказано, что мы кроме оплаты за стенд должны за каждого представленного в каталоге участника внести по 9 тыс. рублей. Умножьте 150 на девять. Получится невероятная сумма.
- Почему так произошло?
- Я думаю, что надо чаще, подробнее и «на берегу» договариваться с организаторами.
Три «нет»
- Вопрос по фингарантиям. До 1 июня осталось меньше двух месяцев, а механизмов исполнения закона до сих пор нет. Когда, на ваш взгляд, ситуация поменяется?
- Сложно ответить. Суть в чем - чтобы получить фингарантии, нужно иметь действующий закон. Он сегодня сырой. И нужно иметь все подзаконные акты. Их нет. Правил работы туроператоров и турагентов нет. Правил страхования тоже нет. Хотя многие компании уже получили предложения от страховщиков. Как и я сама от уважаемой мною компании, с которой мы работаем достаточно давно. Она отправила мою заявку в головную компанию в Москву и прислала мне ответ по страховому тарифу. Ответ удивил и компанию, и меня. Вилка по тарифам называется от 0,5 до 10% от страховой суммы. Если 0,5% от 5 млн. рублей - это всего 25 тыс. Это нормальная цена. Но если это 10%, то надо платить уже 500 тыс. Мне предложили в итоге 6%. Многовато. И это предложение от компании, которая меня знает.
- Есть ли предпосылки к тому, что часть алтайских туроператоров откажется от своего статуса из-за требований закона?
- Я о таких предпосылках не знаю. Знаю только, что есть ложные иллюзии у туроператоров. Туроператор - это компания, которая формирует продукт, как минимум оказывает услуги доставки и проживания по одному договору. Я знаю, что есть компании, которые говорят о приемлемых схемах оптимизации. В итоге туристы будут выходить от туркомпании с разными пакетами документов. Схем много, и явно ими будут пользоваться. Но все они условны - до первого судебного процесса.
Специальный вопрос
- Ходят слухи, что ваш коллега Андрей Степурко (владелец туркомплекса «Стик-тревэл». - Прим. «ВД») вносит диссонанс в развитие ассоциации, видя ее по-другому. Это правда?
- Он не входит в АРАТ. И почему возник этот вопрос, я даже не знаю. Для меня это новость, причем забавная. Андрей Степурко возглавляет комитет по туризму и спорту Общественной палаты Алтайского края, входит в комитет АлтТПП по туризму. Течений внутри самого турсообщества много. Власть и бизнес развиваются в разных плоскостях - не нужно преувеличивать роль отдельной личности в истории. А что касается самого Андрея Степурко, то могу сказать, что его видение развития бизнеса мне лично импонируют. С ним достаточно интересно общаться, у него свое средство размещения, которое работает весьма успешно.
О чем еще рассказала Татьяна Сажаева
Об узнаваемости Алтая
- Я интересовалась, как воспринимали туристический Алтай на выставке в Берлине. И могу сказать, что за последние 10 лет в понимании потенциального потребителя, европейского туриста, ситуация не поменялась. Алтай для них - это что-то неведомое в Сибири, рядом с Транссибирской магистралью и Байкалом. О нас не знают. Потребуется много времени, чтобы переломить ситуацию. Чтобы мы были как-то узнаваемы, надо задуматься над этим, наметить какие-то шаги и воплотить их в жизнь. Участие края в берлинской выставке - это только начальный этап. Пока мы только на стадии «задумались».
О стоимости билетов
- Пока у нас не будет нормальных цен на перелеты из Москвы в Барнаул, туристы из европейской части страны в массовом порядке к нам не поедут. У нас арендовать летний домик стоит дороже, чем на юге, а билет от Москвы до Сочи обойдется дешевле, чем до Барнаула. Я знаю, что Александр Карлин сейчас пытается продвинуть вопрос по тарифам на железнодорожную перевозку для алтайских сельхозпереработчиков. Нужны нормальные тарифы и для туристов. Чтобы загружать заявленные объемы на «Бирюзовой Катуни», нам нужна европейская часть страны. Но тогда авиабилет в высокий сезон не должен стоить 14-17 тыс. рублей.
О турпродукте «Бирюзовая Катунь»
- То, что там создано сейчас, уже требует формирования турпродукта. Представления потребителей о том, что они читают, слышат в открытых источниках о «Бирюзовой Катуни» и что видят воочию, значительно отличаются. Массированно речь идет об инвестиционном проекте, о четырехзвездочном отеле. В представлении непросвещенного туриста «это уже по факту есть», а размещаем-то мы сегодня туристов в деревянных домиках, которые дороже домиков на Ае. Немногие конечные потребители различают, где потенциальные инвестиции, а где реклама готового турпродукта. Занимаясь прямыми продажами, с уверенностью констатирую - туристы уже сейчас спрашивают размещение на «Бирюзовой Катуни». Уже сейчас можно смело формировать такие туры, в которых бы гости, проживая на расположенных в радиусе 20 км базах, весь день проводили на искусственном озере, причем все услуги включены в стоимость тура. Мы, например, уже в прошлом году делали такой тур - «Дети + родители». Почему сама «Алтай-Известь» этим не занимается?
Пять фактов из биографии Татьяны Сажаевой
1. Татьяна Ивановна Сажаева родилась 3 июля 1972 года в селе Боркове Мамонтовского района Алтайского края. Окончила филологический факультет АлтГУ, преподавала в классическом университете болгарский язык.
2. Работала рекламным агентом. В середине 1990-х годов с тремя подругами создала рекламное агентство и стала его директором.
3. В турбизнесе - больше 10 лет. Сегодня совмещает три должности - директора по развитию компании «Охота», директора туркомплекса «Царская охота» и президента АРАТ.
4. Увлекается выращиванием цветов. Одним из лучших мест отдыха считает дом, но при этом утверждает, что отдыхать не умеет. Любит море, но горы пока манят больше.
5. Состоит в родстве с известным барнаульским путешественником Александром Проваторовым.